Аббревиатура «Г.Д.Р.» в блоге «Дом под горой» — вовсе не Германская Демократическая Республика, а первые буквы фамилий трёх великих режиссёров, Гайдая, Данелия и Рязанова. Они снимали совершенно разные фильмы, но именно их ставили в один ряд и называли главными комедиографами СССР. У каждого из них были свои любимые актёры, но некоторые снимались у всех троих мэтров.
Очередная статья рубрики «Актёры Г.Д.Р.» посвящена великолепному Вячеславу Невинному, которому сегодня исполнилось бы 85 лет. Когда-то подобная публикация уже появлялась в блоге «Дом под горой» — это было на Дзене, тогда рубрика только начиналась, и сайта ещё не было. Теперь статья переработана, дополнена и опубликована на сайте.
Невинный у Данелии
Единственная роль, которую Вячеслав Невинный сыграл у Георгия Данелии — Василий Любашкин, муж Розочки (Инна Чурикова) в сатирической комедии «Тридцать три».
Данелия хотел, чтобы признанного комика Евгения Леонова окружали некомедийные актёры, и кастинг проводил именно из этих соображений. Режиссёр говорил:
я попросил забыть, что снимаем комедию — «нам нужны не комедийные персонажи, а нормальные люди».
Невинный на тот момент уже активно снимался в кино — «Испытательный срок», «На семи ветрах», «Это случилось в милиции» и другие. И это были не комедии. Да и привычной нам фактуры у него тогда ещё не было.
Так что «Тридцать три» стала первой кинокомедией в фильмографии Вячеслава Невинного!
Невинный в фильмах Рязанова
Эльдар Рязанов снимал Невинного трижды, но с большими перерывами, все три фильма относились к разным временным периодам творчества режиссёра.
Сначала — «Берегись автомобиля». Середина 60-х, Невинный известен, но всесоюзная слава ещё впереди. Роль — маленькая, но запоминающаяся: автомеханик, которого Дима Семицветов просит проверить состояние машины. «К людям, не смыслящим в технике, он относился свысока» — такой ремаркой персонаж Невинного охарактеризован в сценарии.
На все замечания Димы автомеханик отвечает коротко и ёмко: «поглядим», «пощупаем», «послушаем», «понюхаем». И первый разбавляет затянувшуюся паузу, образовавшуюся после увиденного отсутствия автомобиля в гараже, простым вопросом: «А где машина-то?»
Спустя тринадцать лет — вторая работа Невинного с Рязановым. Сатирическая трагикомедия «Гараж», разыгранная в одном помещении целой плеядой замечательных актёров.
Характеристика персонажа от режиссёра:
Научный сотрудник Карпухин (артист Вячеслав Невинный) вроде бы ученый, у него и степень есть. Но на самом деле это типичный «жлоб от науки». Проблема, которой он занимается, – разведение морозоустойчивых обезьян – липовая. Этот псевдоученый делает научную карьеру любыми способами. Он не талантлив и поэтому прибегает к самым разным обходным путям…
Именно Карпухин сообщает директору рынку сплетню о том, каким образом забеременела героиня Ахеджаковой, и ушлая директриса в критический момент попыталась добить ту обнародованием ситуации.
Третья работа Невинного с Рязановым — «Небеса обетованные». Главные герои — бомжи, люди, по разным причинам оказавшиеся вне цивилизации. Среди них — сыгранный Невинным бомж Степан, делящий угол со скрипачом Соломоном (Роман Карцев). «По кое-кому и тюрьма плачет» — говорит о Степане персонаж Панкратова-Чёрного.
Рязанов писал в дневнике:
Я очень доволен дуэтом Романа Карцева и Вячеслава Невинного. Опустившийся еврейский скрипач-самоучка (раньше он был инженером и работал в «ящике») и матерый уголовник и русофил составили в фильме трогательную и смешную пару. Персонаж Невинного, когда напьется, бушует, выкрикивая антисемитские лозунги, которые он впитывает на черносотенных митингах, а персонаж Карцева сносит все это покорно, философично, с еврейской мудростью, ибо знает, что великан Невинный, протрезвев, всегда защитит маленького, нежного Карцева. Что и случается в фильме.
Невинный в фильмах Гайдая
Сотрудничество Леонида Гайдая и Вячеслава Невинного, пожалуй, самое яркое. Три фильма подряд, три экранизации классики.
А теоретически могло быть четыре. Ведь первая роль, на которую Гайдай пробовал Невинного — Жорж Милославский в «Иван Васильевич меняет профессию». Как известно, роль в итоге блестяще сыграл Леонид Куравлёв.
Зато в «Не может быть!» (по произведениям Зощенко) получился практически бенефис Невинного! Несмотря на присутствие других звёзд советского кино, отлично играющих свои роли, в первой новелле фильма Невинный затмевает всех. Его герой — хитрый продавец пивом, моментально извлекающий выгоду из всего, весело продающий незаконно нажитое имущество сестры и прикарманивающий полученные за это деньги. Для окончательной шлифовки образа режиссёр и актёр придумали деталь, которую Гайдай называл «фамильный жест». Невинный вспоминал:
Начав сниматься в картине «Не может быть!», я стал придумывать себе «фамильный жест». Но сам не мог его найти. Мой герой торговал пивом, но у меня-то не было такой жизненной практики, а в плане поиска жеста практика и привычка очень много значат. Так вот мы с Леонидом Иовичем для этого хапуги-братца нашли такой жест. Произнося: «А-ха», — он вытирает двумя пальцами — большим и указательным — углы рта. И так как в фильме это несколько раз повторялось, то возник какой-то жульнический полутюремный подтекст роли, что-то наглое, нахрапистое и угрожающее…
А ещё Невинный в этом фильме пел, и песня «Губит людей не пиво» в его исполнении стала практически народной.
Следующий фильм — «Инкогнито из Петербурга» по «Ревизору» Гоголя. Роль Невинного — Земляника, попечитель богоугодных заведений. Николай Васильевич дал этому персонажу следующую характеристику:
очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.
Вячеслав Невинный идеально подходит для воплощения этого образа!
И третья, последняя работа Невинного и Гайдая — советско-финский фильм «За спичками» по повести Майю Лассила. Одна из главных ролей — Юсси Ватанен.
Роль, в отличие от двух предыдущих, скорее положительная, и с уклоном в лирику…
Стоит отметить, что положительность и лирика усилены именно в экранизации. В литературном оригинале чувства у Юсси не на первом месте, главное — выгода, трезвый расчёт. Он переметнулся от дочери Хювяренина к Кайсе Кархутар, потому что прикинул: стоимость дома Кайсы больше, чем приданое Хювяриненов. Да и для работы Кархутар больше подходила: «Она поплотней, чем дочь Хювяринена».
В фильме эти меркантильные мысли опущены, и упор сделан на то, что вспыхнула старая любовь… Немолодые герои обретают личное счастье.
В заключение стоит отметить, что в «За спичками» Вячеслав Невинный снова пел, но уже не сольно, как в «Не может быть!», а в дуэте с Евгением Леоновым.
Светлая память Вячеславу Михайловичу Невинному!
Все статьи рубрики «Актёры Г.Д.Р.» (на сегодняшний день):