Аббревиатура «Г.Д.Р.» в блоге «Дом под горой» — вовсе не Германская Демократическая Республика, а первые буквы фамилий трёх великих режиссёров, Гайдая, Данелия и Рязанова. Они снимали разные фильмы, но именно их ставили в один ряд и называли главными комедиографами СССР. У каждого из них были свои любимые актёры, но некоторые снимались у всех троих мэтров.
Герой этой публикации — великолепная Нонна Мордюкова. Сегодня — 98 лет со дня её рождения.
Мордюкова у Данелии — режиссёру нужны «нормальные люди»
Мордюкова в основном снималась в «серьёзных» лентах. Но ей был подвластен любой жанр!
Тем не менее Георгий Данелия пригласил её в комедию именно как представительницу другой оперы, считая Нонну лирической героиней. Когда он снимал фильм «Тридцать три» (1965), он решил, что за исключением Леонова, ему «нужны не комедийные персонажи, а нормальные люди». Так в небольшой роли начальницы появилась Мордюкова.
Мордюкова в фильмах Гайдая — крок искус тобеншлак мордюк!
Сотрудничество с Леонидом Гайдаем оказалось самым плодотворным. Роль энергичной Варвары Сергеевны в «Бриллиантовой руке» (1969), на мой взгляд, не только лучшая комедийная роль Мордюковой, но и одна из её лучших ролей во всём творчестве. Практически все фразы героини ушли в народ. Вот лишь некоторые из них.
Наши люди в булочную на такси не ездят!
А эта странная фраза: «Собака — друг человека»… Странная, если не сказать больше…
Я считаю, что человеку можно верить только в самом крайнем случае.
Любопытно, что фамилия актрисы тоже стала частью реплики — контрабандисты на своём тарабарском языке несколько раз повторяют слово «мордюк». Гайдай накануне съёмок этого эпизода поругался с Мордюковой, и решил таким образом увековечить её…
В следующем фильме Гайдая Нонна Викторовна могла бы сыграть героиню классического произведения — «12 стульев». Она пробовалась на роль Грицацуевой — «знойной женщины, мечты поэта». Но утверждена была Крачковская, которая стала популярной после этой роли. Согласитесь, она — идеальная Грицацуева, даже по описанию внешних параметров Ильф и Петров как будто с неё создавали образ. А от Мордюковой Бендер так просто не ушёл бы…
Но вторая работа нашей героини с Гайдаем всё-таки состоялась, и в классическом произведении — в экранизации «Ревизора» Гоголя. Фильм назывался «Инкогнито из Петербурга» (1977), и Нонна Викторовна там блестяще сыграла Анну Андреевну, жену городничего.
Мордюкова у Рязанова — тётя, которая «дядя»
А у Эльдара Рязанова Мордюкова снялась в фильме «Вокзал для двоих» (1983) — в небольшой роли перекупщицы, которую все называют «дядя Миша».
Я не спекулянтка! Мы посредники между землей и народом.
Светлая память великой актрисе!