Как Леонид Гайдай красоту женского тела воспевал

Раздетые актрисы в фильмах Гайдая

Фильмы Леонида Гайдая – это наше всё. По моему личному мнению, в комедиях Леонида Иовича можно найти всё, что душе угодно – второй, третий план, несмотря на их кажущуюся простоту. До сих пор журналисты и блогеры посвящают его творчеству публикации, и некоторые загадки так и не разгаданы. А для блога «Дом под горой» творчество легендарного Режиссёра — одна из любимых тем.

В некоторых фильмах Гайдая, помимо эксцентрики, сатиры, юмора, образов, ситуаций, бытовых картинок есть то, что вдохновляло, вдохновляет и будет вдохновлять многих художников – женское тело! Красивые женщины, редко обнажённые, чаще в купальниках, иногда в обтягивающих штанах, но всегда соблазнительные! Учитывая, что раздевание далеко не всегда так уж необходимо по сюжету, думаю, Гайдаем это делалось умышленно – для идеального воплощения эстетической гармонии природы и искусства. Да и просто полюбоваться – и Гайдаю во время съёмок, и нам, зрителям, во время просмотра. Настоящее воспевание красоты женского тела в кадрах эксцентрической комедии!

Л.Гайдай и Н.Варлей на съёмках фильма «Кавказская пленница»
Л.Гайдай и Н.Варлей на съёмках фильма «Кавказская пленница»

Говорят, что однажды Леонид Иович сказал такую фразу: «Бриджит Бардо в купальнике выглядит талантливее, чем Фаина Раневская». Лично я интерпретирую слова режиссёра так: кадры с красивой женщиной в купальнике (или без) могут стать украшением фильма и почти произведением искусства. Тогда можно простить недостатки актёрского мастерства — конечно, при наличии таланта и такта у режиссёра и оператора. Впрочем, актёрское мастерство всё равно понадобится в других сценах…

Искусство в искусстве

В фильме «Деловые люди» (1962) есть любопытный момент. Грабитель (Юрий Никулин), забравшийся в богатый дом, проходит мимо стены, на которой висит картина с обнажённой женщиной. Проходит и… возвращается обратно, чтобы ещё хоть на секундочку полюбоваться такой красотой.

Гайдай, Никулин и... обнажённая женщина на кртине
Л.Гайдай и Ю.Никулин возле той самой картины. На съёмках фильма «Деловые люди»

Эпизод, совершенно не влияющий на сюжет новеллы О.Генри «Родственные души», по которой снималась эта часть картины. Но эпизод замечательный! Кстати, во всех новеллах «Деловых людей» нет ни одного женского персонажа, так что обнажённая красавица с картины — единственная женщина в фильме, хоть и нарисованная!

Поскольку полотно снято под углом и не очень близко, то подробно рассмотреть картину не получается. Но похоже, что это копия работы Эдгара Дега «Женщина, расчёсывающая волосы».

Эдгар Дега «Женщина, расчёсывающая волосы», 1885
Эдгар Дега «Женщина, расчёсывающая волосы», 1885

Студентка Наталья Селезнёва в купальнике и «срамота» русалочек

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» — абсолютный комедийный шедевр. И совершенно гениальный эпизод подготовки к экзаменам. Незнакомые друг с другом парень и девушка раздеваются до нижнего белья, ложатся на диван и, прижимаясь друг к другу… учат конспект. Эротично, комично и при этом прилично и эстетично!

Роль студентки Лиды стала звёздной для прекрасной Натальи Селезнёвой. А роль нижнего белья исполнил красный раздельный купальник, довольно модный для того времени. Жаль, стринги в моду войдут гораздо позже…
Через год после выхода «Приключений Шурика» на экраны  у Селезнёвой состоится фотосессия в том самом купальнике…

Наталья Селезнёва. Фото Г.Тер-Ованесова, 1966

Если в случае с «Деловыми людьми» мы упомянули картину на стене, то в «Операции «Ы» тоже присутствовало изобразительное искусство. Коврики с русалочками — «культурка», как говорил Трус. Покупатель в лице Феди, видимо, не был поклонником женской наготы, и обозвал всё это словом «Срамота».

Срамота! Русалочка с обнажённой грудью в «Операции Ы»
«Срамота!»

Купальник для Натальи Варлей — рабочая одежда

Для фотопроб на роль Нины в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» кандидатки фотографировались как в походном костюме героини, так и в купальнике. Любопытно, что пробовалась и Селезнёва, и если бы её выбрали, было бы странно.
Вот лишь некоторые из фотопроб — Селезнёва, Марианна Вертинская, Наталья Кустинская (источник). А всего рассматривалось около 500 актрис!

Для победительницы кастинга Натальи Варлей, которая на тот момент была артисткой цирка, купальник был практически рабочей одеждой. Поэтому чувствовала она себя в полураздетом виде вполне естественно.

Наталья Варлей на арене

Правда, в фильме Варлей совсем недолго была в купальнике — буквально секунду. Гораздо меньше по времени, чем Селезнёва в предыдущем фильме. И купальник — закрытый.

Но судя по сохранившимся фотографиям со съёмок, Варлей снималась и в раздельном купальнике! Эти кадры в фильм не вошли.

Впрочем, Варлей здесь очаровательна и соблазнительна не только в вышеописанных кадрах. Здесь и обтягивающие укороченные штанишки, и синие колготки, подчёркивающие аппетитные ножки… Что тут говорить — студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица!

Свет мой, зеркальце, скажи: я ль на свете всех милее?

Стриптиз Светланы Светличной и неизвестные девушки в мини-бикини

В «Бриллиантовой руке» Гайдай подарил нам самый знаменитый стриптиз советского кино. Конечно, не полный, но для того времени и это выглядело очень откровенно. Под романтично-пародийное танго «Помоги мне» таинственная незнакомка, она же Анна Сергеевна (Светлана Светличная) сначала танцует в халатике, потом приоткрывает стройные ножки. И, наконец, сбрасывает злополучный халатик, оставшись в ярко-зелёном купальнике.

Кульминация — эффектное снятие лифчика, в результате которого пуговица отлетает и пробивает светильник, что невольно становится сигналом как для контрабандистов, так и для милиции. И поскольку именно нюанс с пуговицей влияет на сюжет, этот момент заслужил крупного плана обнажённой спины Светличной, и даже грудь (в профиль) слегка мелькнула.

Обнажённая Светлана Светличная

На роль Анны Сергеевны, помимо Светличной, пробовались Лилия Юдина, Эве Киви и Клара Лучко. Последняя не относилась к роли серьёзно и не горела желанием раздеваться в кадре, но Гайдай всё же уговорил её сделать пробу в купальнике. По поводу кандидаток он говорил на худсовете:

В Незнакомках у меня самого уверенности нет. Надо, видимо, еще искать.

Но искать уже времени не было. Так Светличная сыграла свою самую знаменитую роль.

Э.Киви, Л.Юдина, С.Светличная. Пробы на роль Анны Сергеевны

Стоит также упомянуть «пляжный ансамбль Мини-Бикини-69», демонстрируемый на показе мод. Жаль, сцена заканчивается на самом интересном месте…

Снова Селезнёва в купальнике — теперь на стене

После «Бриллиантовой руки» Гайдай занимался экранизациями классики, и купальники в произведения Ильфа и Петрова, Зощенко, Гоголя совершенно не вписывались. Но в комедию «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе Булгакова режиссёр всё же нашёл место для такого кадра, и здесь ситуация была почти как в вышеописанной сцене из «Деловых людей». На стене в квартире Шурика висели портреты его супруги Зины (снова Наталья Селезнёва). Все эти портреты снимались специально для фильма. И среди них есть снимки, на которых Селезнёва — в купальнике. Когда Зина уходила от Шурика и забирала портреты с собой, тот не захотел расставаться с таким снимком. А потом портретом любовался царь. И там же есть чем полюбоваться!

Финская баня и обнажённая Рита Полстер

Цикл экранизаций Гайдай завершил фильмом «За спичками», снятым совместно с Финляндией (по повести Майю Лассила). Главные герои — финские крестьяне, которые любят париться в бане. И банных сцен в фильме было две. В первой парились персонажи Леонова и Невинного, и для темы этой статьи данная сцена интереса не представляет. А вот вторая банная сцена более любопытна.

Ихалайнен, герой Леонова, после долгого молчания мирится со своей женой Анной-Лизой (финская актриса Рита Полстер), и происходит это именно в бане.
Такой вариант примирения предложили финны. И у сцены есть две версии.

Тот, что в советской версии, выглядит так: Леонов сидит к зрителям боком, Полстер — спиной, при этом в кадр немножко попадает её попа, точнее, верхняя часть. Когда Полстер встаёт, сразу же идёт другой кадр, так что рассмотреть тыл финской актрисы не удаётся. Потом они уже частично одетые выходят из бани.

Финский вариант сцены — более длинный. И более откровенный. Сначала есть проход Леонова с тазиком, затем идут те же кадры, что и в советской версии. Потом Рита Полстер встаёт и хлещет Леонова веником, а мы можем немного полюбоваться её прекрасной попой. Это, кстати, единственный случай, когда в фильме Гайдая присутствует полностью обнажённая женщина!
Просмотреть этот эпизод можно здесь.

Сценка снималась в павильоне «Мосфильма», где была построена декорация баньки. Фотограф Игорь Гневашев присутствовал на съёмках и позже рассказывал:

Наш худсовет решил эту сцену убрать, но финский продюсер возмутился. Придумали: ладно — для русского варианта этот конец убираем, а финнам оставляем. Им не привыкать!
Я попросил разрешения сделать фото. Из павильона «Мосфильма», где проходила съемка, выгнали всех лишних. Остались только режиссер, оператор, актеры и я. Вдруг в закрытую дверь павильона заколотили в несколько рук. Что случилось? Оказалось, руководство «Мосфильма» решило лично проверить, насколько прилично выглядит сцена, и всем составом простояло до конца смены.

Евгений Леонов и Рита Полстер
Фото Игоря Гневашева

Звёзды курорта Светлана Аманова и Луиза Мосендз

«Спортлото-82» — на курортную тематику. И тут без купальников уже никак не обойтись. Главную роль исполняла Светлана Аманова (а на её месте могла быть Лариса Удовиченко).

Светлана Аманова в купальнике

Был также крупный план ножек Амановой, ходящих по песку, в который закопался Кокшенов. Через 10 лет Гайдай эту сцену зачем-то повторит в другом фильме, с другой актрисой, но с тем же Кокшеновым в песке. Но об этом — ниже.

Ножки Светланы Амановой

В купальнике ненадолго появилась и Луиза Мосендз, сыгравшая секретаршу директора турбазы (Борислав Брондуков). В сцене она лежала с Брондуковым в лодке, когда герой Кокшенова спутал их плавсредство с лодкой Сан Саныча. Отношения начальника и секретарши остаются за кадром, но всё и так, конечно же, понятно.

Луиса Мосендз в купальнике

Были и пляжные сцены с массовкой. Запомнилась дама, у которой Костя (А.Арлаускас) снял с носа кусочек газеты, чтобы собрать недостающий «пазл», и схлопотал за это пощёчину.

Потом было «Опасно для жизни!», но там по тематике статьи был разве что крупный план ножки Удовиченко в туфельке.

Ирина Феофанова — и топлесс, и в купальнике

В фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация» женское тело вновь появилось. Был уже конец перестройки, и можно было снимать что угодно, поэтому случай не упустили.

Героиня (Ирина Феофанова) присутствует как в купальнике (в мечтах), так и с обнажённой грудью. Ещё и в коротеньких шортах и с голым животиком в начале фильма разгуливает.

Ирина Феофанова в купальнике

«Фатима» Келли Мак-Грил и стриптиз комсомолок во главе с Нонной Гришаевой

И, наконец, последний фильм Гайдая, «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Агента Мэри Стар, она же Маша Звёздная, сыграла малоизвестная американская актриса Келли Мак-Грил. Сцена в купальнике (закрытом, но открывающем бёдра) присутствовала, когда она спасала из моря героя Харатьяна.

Келли Мак-Грил в купальнике

И ещё был кадр с крупным планом её стоп, наступающих на топор, который хотел забрать Кокшенов, закопавшийся в песок (повторение, о котором я писал выше). Но Аманова не была босиком, поэтому вариант кадра с Мак-Грил лично мне нравится больше.

Ножки Келли Мак-Грил

Ещё можно вспомнить эпизод, когда Маша под видом Фатимы (одной из жён шейха) танцует восточный танец перед лже-шейхом. Конечно, активно виляя бёдрами («Фатима, какая у тебя … фатима!»).

Фатима, какая у тебя... фатима! Попа Келли Мак-Грил

И ещё в этом фильме был момент стриптиза, второй раз в творчестве Гайдая. На встрече глав КГБ и ЦРУ выходили девушки в форме Красной армии с саблями, и по ходу танца сбрасывали с себя обмундирование, оставаясь в белом нижнем белье с красными звёздами, серпами и молотами. Говорят, среди этих танцовщиц есть юная Нонна Гришаева, тогда ещё никому не известная. Похоже, что в центре именно она.

И на этом — всё! Спасибо за внимание!

1 комментарий к “Как Леонид Гайдай красоту женского тела воспевал”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©