Завтра Леониду Гайдаю — 100 лет! А в блоге «Дом под горой» продолжается серия публикаций, посвящённых гению комедии. Недавно была опубликована статья об актёрских работах Леонида Гайдая. В ней шла речь обо всех известных появлениях режиссёра на экране — как в чужих фильмах, так и в своих. А сегодняшняя статья будет посвящена фильмам, в которых он мог сняться, но по разным причинам этого не случилась.
Не стал «Идиотом»
Леонид Гайдай был студентом режиссёрского факультета ВГИКа, когда на него обратил внимание Иван Пырьев, легендарный советский режиссёр. Причём поначалу он оценил именно актёрский талант Гайдая, а не режиссёрский.
Как рассказывал Глеб Скороходов в своей программе «В поисках утраченного» (1998), Пырьев вместе с Барнетом присутствовал на просмотре водевиля «Бархатная шляпка», который ставили студенты. Гайдай на сцене был в ударе, и даже несчастный случай превратил в импровизацию. Его герой, хваставшийся силой, должен был поднять стул одной рукой, и когда он это сделал, сиденье упало на голову. Гайдай сполз под стол и выдал: «А я ещё и кочергу в баранку гну!»
Барнет и Пырьев смеялись до слёз. Вскоре Барнет позвал Гайдая на одну из основных ролей в свой фильм «Ляна». А Пырьев сказал ему: «Ты у меня сыграешь князя Мышкина, у тебя получится».
Экранизация «Идиота» Достоевского была давней мечтой Пырьева. Сценарий он написал ещё в конце 40-х, а съёмки всё время откладывались.
Но Гайдай так и не сыграл Мышкина. От этой идеи Пырьева отговорил оператор Валентин Павлов, отметив детали внешности кандидата. «У него же без очков глаза слепые. Мышкин очков не носил, и у него должны быть ясные, чистые глаза» (цитируется по книге Л.Новицкого «Леонид Гайдай. Жизнь замечательных людей»).
После долгих поисков Пырьев нашёл своего героя в Юрии Яковлеве, для которого «Идиот» стал первой большой ролью в кино.
Любопытно, что Гайдай в конце жизни и сам задумывался об экранизации «Идиота», устав от комедии. Но это было только на уровне разговоров, вряд ли он реально это планировал…
Стоит отметить, что Пырьев, хоть и не взял Гайдая в свой фильм, но активно помогал молодому режиссёру в начале творческого пути — чувствовал в нём перспективу. Подробнее об этом — в статье «Иван Пырьев: продюсер ранних комедий Рязанова и Гайдая».
Не снялся в «Сказке о потерянном времени» — видимо, не было времени
О том, что Леонид Иович мог сняться в «Сказке о потерянном времени» Александра Птушко по Евгению Шварцу, есть только одно свидетельство — его собственное письмо, адресованное родителям. Написано оно 9 августа 1963 года, на тот момент Гайдай был в простое после «Деловых людей» и думал, что же делать дальше.
Я продолжаю читать и искать, искать и читать… Пока — безрезультатно. Время ещё терпит.
Нина занимается озвучанием и скоро будет сниматься в небольшой роли в картине «Сказка о потерянном времени» у режиссера Птушко. Мне тоже предлагают там сняться в эпизодической роли. Наверно, буду сниматься, пока не начал сам работать.
Но в этом фильме Гайдай так и не снялся — скорее всего потому, что его собственная работа всё же началась. Осенью 1963 года он в соавторстве с Яковом Костюковским и Морисом Слободским приступил к созданию сценария «Несерьёзные истории» о студенте Владике — позже эта работа переименуется в «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
А Нина Гребешкова действительно снялась в «Сказка о потерянном времени» — в роли учительницы.
Любопытно, что в этом фильме можно увидеть многих актёров, которые или уже работали с Гайдаем (Вицин, Моргунов, Зелёная, Фёдорова, Гребешкова, Тарасов, Пицек), или будут с ним работать в будущем (Анофриев, Крамаров, Шпигель, Крепкогорская, Шагалова, Мурзаева). Жаль, что Мартинсон, игравший главного злодея, ни разу не снимался у Леонида Иовича — мне кажется, этот яркий актёр отлично смотрелся бы в его комедиях…
Не отпустили сыграть «Тушканчика»
Недавно на официальном сайте «Мосфильма» были выложены уникальные, потрясающие архивные документы, связанные с «Кавказской пленницей». В этих раритетах есть интересная информация, связанная с ещё одной несыгранной ролью Гайдая.
В начале 1966 года режиссёр Игорь Таланкин готовился к съёмкам фильма «Дневные звёзды» по мотивам одноимённой автобиографической книги Ольги Берггольц. На главную роль была утверждена Алла Демидова, а Гайдаю Таланкин хотел предложить роль работника зоопарка. «Дяденька, похожий на тушканчика» — так персонаж обозначен в тексте Берггольц. Эту второстепенную роль режиссёр считал очень важной, и видел в ней именно Леонида Иовича.
Ситуация осложнялась тем, что Гайдай вовсю готовился к съёмкам «Кавказской пленницы» в Москве, а «Дневные звёзды» снимались в Ленинграде.
18 января 1966 года Таланкин написал письмо, адресованное директору «Мосфильма» Владимиру Сурину, в котором просил отпустить Гайдая. Отрывок из письма:
Ввиду того, что в фильме «Дневные звезды» все роли и эпизоды связаны с героиней картины, необходимо, чтобы выбор актёров на эти роли и эпизоды был бы необычайно точен. В особенности это относится в смыслово-драматургической канве сценария в роли Тушканчика, так как его появление в фильме связано в основном с блокадным Ленинградом. Режиссер-постановщик фильма творчески видит в этой роли режиссера Л. Гайдая.
Гайдай нужен был на 10 съёмочных дней — пять в январе и пять в апреле. Сурин не был против его участия в «Дневных звёздах», но возражения появились у И.Бица, руководителя объединения «Луч», который в служебной записке от 21.01.1966 расписал, что режиссёра отпускать нельзя по причине огромной занятости. Отрывок из записки:
Из-за трудностей с артистом Ю. Никулиным, давшим нам ограниченное время для съёмок, т. Гайдай должен осуществить подготовки в сжатые сроки и раньше времени (уже в конце марта) приступить к съёмкам. В этой связи, его отъезды в Ленинград для съёмок у реж. Таланкина исключены.
Правда, в марте съёмки «Кавказской пленницы» так и не начались: первый съёмочный день состоялся 22 апреля. Снимали на «Мосфильме» сцену в доме Джабраила, когда тот отчитывает Бывалого, Труса и Балбеса за неудавшееся похищение…
Но Гайдаю и до начала съёмок хватало работы. Поездки для выбора натуры, подбор актёров, утверждения, обсуждения… Времени действительно не хватало, поэтому «Тушканчиком» он так и не стал.
Но самое интересное, что исполнителем этой роли у Таланкина всё равно стал режиссёр! Другой, из мира анимации — Иван Уфимцев, постановщик знаменитого цикла «38 попугаев», а также множества других кукольных мультфильмов. «Дневные звёзды» стали его дебютом в кино, и с лёгкой руки Таланкина Уфимцев позже стал появляться и в других фильмах. «Если верить Лопотухину», «Влюблён по собственному желанию», «Визит дамы» и другие картины. Телезрители, заставшие 90-е, могут помнить Уфимцева по роли Суворова в рекламном ролике банка «Империал» («Так ведь пост, матушка, до первой звезды нельзя!»).
На этом всё. О том, были ли ещё фильмы, в которые приглашали Гайдая, информации пока нет. Если вдруг всплывёт что-то ещё — значит, будем дополнять статью! Или писать новую!