Марианна Вертинская, безусловно, одна из самых красивых советских актрис. Со своей сестрой Анастасией они совершенно разные, но обе — хорошие актрисы и ослепительные красавицы.
Помню, в детстве у меня была коллекция открыток с артистами, была среди них и Вертинская. Пожалуй, моё первое знакомство с ней состоялось именно с открыток – внешность Марианны произвела на меня тогда большое впечатление.
Потом я уже посмотрел фильмы с её участием – «Семь невест ефрейтора Збруева», «Его звали Роберт», «Капитан Немо», «Город мастеров»… Ещё позже, изучая историю советского кино, я узнал, что один из её фильмов, «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») Марлена Хуциева – является символом «оттепели» в кино. Фильм хороший, но лично для меня любимыми фильмами той эпохи были другие картины, и в одной из них Вертинская, кстати, могла бы сыграть главную роль. Она была одной из кандидаток на роль Нины в «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая.
На роль она была не утверждена, что не удивительно – всё же, хоть Марианна и наполовину грузинка, внешность у неё совсем не кавказская. А так сыграть, конечно, могла бы… И тогда бы в её советской фильмографии появилась картина, где она радовала бы нас не только талантом и внешностью, но и фигурой (поскольку образ Нины не отделим от купальника, колготок, обтягивающих штанишек). Хотя обычные, не киношные, фотографии молодой Марианны в купальнике есть в сети – смотрим заглавное фото.
Но в 1992 году, в сорок девять лет, Вертинская неожиданно порадовала своих поклонников, продемонстрировав на экране фигуру, на которой даже купальника не было! Любопытно, что её сестра Анастасия тоже лишь в одном фильме полностью разоблачилась, и тоже примерно в таком возрасте… Но об Анастасии – в другой раз, сегодня – только о Марианне.
Это был фильм «Женщина в море». Роль маленькая, трагическая — героиня Вертинской хочет свести счёты с жизнью. Всего два эпизода, и один из них – тот самый, о котором идёт речь.
Эпизод такой. Вертинская приходит к морю, сбрасывает халатик и, оставшись в костюме Евы, заходит в море (камера снимает её со спины). В море она начинает тонуть. Спасает женщину главный герой (Станислав Любшин). В морских сценах её тело в основном скрыто под водой, лишь иногда при выныривании ненадолго показывается грудь.
У меня этот эпизод ассоциируется почему-то как «Рождение Венеры» наоборот. В шедевре Сандро Ботичелли юная и прекрасная обнажённая Венера выходит из моря — она начинает жизнь. В эпизоде из фильма совсем не юная, но всё равно прекрасная и обнажённая Марианна Вертинская идёт в море — чтобы пучины поглотили её…
Как же появился в жизни Вертинской такой эпизод?
По её воспоминаниям, фильм уже начинали снимать, но актрисы на роль «женщины в море» не было. Режиссёру Вячеславу Криштофовичу нужна была такая героиня, чтобы была «и женщина, и деловая, и держала всё побережье, и при этом была драматической актрисой». Оператор Александр Княжинский, находившийся в тёплых отношениях с Вертинской, предложил позвать на эту роль Марианну. Режиссёр отметил, что вряд ли знаменитая актриса согласится на такую небольшую роль, а Княжинский ответил: «Скажите, что я попросил».
На тот момент Вертинская отдыхала в Сочи, в двух часах езды от места съёмок. «Какая прелесть, — вспоминала актриса, — поехать, получить деньги, сняться в кино, не утруждаясь, и увидеть своего приятеля старого, Сашу Княжинского…»
Когда Марианна приехала, почти сразу стали снимать ту самую сцену. Перед съёмкой Вертинская показала режиссёру и оператору три купальника и спросила, какой, по их мнению, будет лучше смотреться в кадре. И только тогда услышала от Княжинского, что сниматься придётся раздетой! Вот как Вертинская описывала своё удивление:
Я говорю — ты что, с ума сошёл, что ли? Я в своём возрасте, мама двух детей, что я тебе, топ-модель? Что ты меня подставляешь?
— Я тебя не подставляю, — говорит Княжинский. — Это глупо, если она пошла топиться в купальнике, глупо, понимаешь, Маша?
Почему, говорю? Я бы пошла в купальнике!!!
Короче говоря, я не буду, как хотите. Он (Княжинский) говорит:
— Маш, ты как ко мне относишься? Ты понимаешь, что я тебя не подведу?
А я говорю, как это будет происходить — на пляже, группа, я голая, меня вылавливают, в лодку какую-то… Что это такое?
Он говорит — никого не будет…
Саша надел огромные резиновые сапоги, стоял в воде, на плоту была установлена камера. Сначала меня со спины снимали, когда я снимаю халат и иду к морю, но это ещё ладно. Потом, в воде, он снимал дальние планы с лодки. Вот так была снята эта сцена.
В купальнике топиться или голой — вопрос спорный. Аргументация, скорее всего, другая — в то время практически в каждом фильме должна была быть голая женщина. И зачастую не одна. Подобные сцены были как странные, так и достойные — как в обсуждаемом случае. При том, что сам по себе фильм проходной. Пожалуй, лучше всего он запомнился тем, что здесь засветилась голая Марианна Вертинская.
Что ж, нам остаётся поблагодарить Александра Княжинского за то, что у него возникла такая идея — снять в этой роли именно Вертинскую, и саму Марианну за то, что она всё же согласилась показать себя в натуральном виде. Пусть мы её в костюме Евы увидели только в 49 лет, но и в этом возрасте она была красивая и соблазнительная!
Анатолий Иванов
Сайт «Дом под горой» поздравляет Марианну Александровну с днём рождения!
Фильм «Женщина в море» можно посмотреть здесь.
Читайте также на эту тему: