Обнажённая женская натура была уникальным явлением в кинематографе Георгия Данелия. Как-то обходился он без этого.
Хотя мужчины в костюмах Адама в его фильмах как раз попадались, причём в разные периоды творчества — и в 60-х, и в 70-х, и в 90-х годах. Раздевали Евгения Леонова в «33», бегал голышом юный Роман Мадянов в «Совсем пропащем», выходил из ванной поющий Фрунзик Мкртчян в «Мимино». Продолжилось это в 90-х. В «Орле и решке» мелькнул прикрывающийся Леонид Ярмольник и Сергей Швыдкой (с последним оголение самое бессмысленное – в сцене его персонаж просто разговаривает с главным героем по телефону, зачем он здесь голый – непонятно). Ещё был Алексей Кравченко в «Фортуне».
А вот раздетые дамы в творчество Данелии не вписывались. В раннем творчестве самым откровенным можно назвать разве что босые ножки девушки, идущей босиком под дождём в «Я шагаю по Москве». Никакой эротики тут, конечно, нет. Но тем не менее, красивая девушка, шагающая босиком под дождём — это всё-таки довольно сексуально…
И всего лишь один единственный раз у Данелии появился эпизод с полностью обнажённой женщиной — в фильме «Паспорт» (1990). Но зато эпизод очень запоминающийся! Хотя на сюжет совершенно не влияющий. Разделась там Ирина Шмелёва. Сегодня — день рождения актрисы, и по этому поводу мы вспоминаем тот самый знаменитый эпизод.
Шмелёва в «Паспорте» — три короткие сценки
Пожалуй, для Шмелёвой эта работа была проходной — ведь у неё и побольше роли были. А в «Паспорте» её фамилию даже в титры почему-то не вставили. Что, кстати, серьёзное упущение для тех, кто эти титры делал. Но мне именно эта роль запомнилась больше всего.
Это была третья работа Ирины Шмелёвой с Георгием Николаевичем. До этого были роли невесты в «Слёзы капали» и Цан в «Кин-Дза-Дза».
В «Паспорте» со Шмелёвой было три коротких сценки, и во всех она была почти в разной степени раздета.
Кстати, в опубликованном сценарии её персонажа не было. Видимо, роль очаровательной соседки Василия (армейского друга главного героя), была придумана позже.
Первая сцена – девушка стоит у окна в нижнем белье. Поскольку её окно видно из окна квартиры Василия, есть возможность наблюдать за красоткой с помощью бинокля. Именно этим и занимается Мераб. Темпераментный грузин хочет узнать телефон дамы, но Василий на это не реагирует (позже мы узнаем, что он сам спит с ней).
Заметив слежку, соседка задёргивает штору.
Вторая сцена – самая запоминающаяся и самая лучшая! К Василию приходит раввин (Игорь Кваша) и звонит в дверь. Открывает не хозяин квартиры, а его женщина – героиня Шмелёвой, которая только что вылезла из постели. Она обнажена, но прикрыта одеялом. Узнав, что посетителю нужен Василий, она поворачивается и идёт его звать. Прикрывается при этом она всё равно спереди! А раввину и всем нам, зрителям становится видно её полностью голое тело, вид сзади! И ситуация забавная, и очень эротично.
Третья сцена — продолжение второй (уже после ухода раввина). Шмелёва, лёжа в постели под одеялом, берёт трубку телефона. При этом у неё слегка обнажается грудь.
Шмелёва «Паспорт» не любила
Из интервью Ирины:
— А нет в вас определенного эксгибиционизма?
— Нет. Когда я снималась в каких-то откровенных сценах, все должны были уйти обязательно. Я стеснялась!
— Но при этом вам этих сцен хотелось…
— Не могу сказать, что я этого хотела особенно. Нет, хотела, конечно. Но мне не нравится, например, эпизод в фильме «Паспорт», когда я поворачиваюсь и иду совершенно голой…
— Но они же не умели тогда снимать такие сцены, только пробовали…
— Может быть. Самое смешное, что самый мой последний фильм как раз такого рода был – я играла проститутку…
Почему Шмелёвой не нравится эпизод именно из «Паспорта», не совсем понятно. Вообще не вижу в этой сценке ничего предосудительного. Тем более, что обнажалась она и до, и после обсуждаемого фильма. Это и более ранняя «Акселератка», и «Ловушка для одинокого мужчины», вышедшая одновременно с «Паспортом», и «Сказка на ночь», и «Божья тварь», вышедшие годом позже. Правда, раздевалась она во всех этих лентах только до пояса (в «Ловушке» был ещё и прозрачный пеньюар, через который просвечивалось всё).
А потом была «Учительница первая моя», где Шмелёва сыграла женщину лёгкого поведения, лишающую парня девственности. И с ней была длительная постельная, довольно откровенная сцена. Именно этот фильм она упомянула в том интервью как «последний» — в 1998 году Ирина эмигрировала в США и какое-то время не снималась. Интервью давалось около двадцати лет назад, на данный момент список ролей актрисы уже пополнился.
На сайте «Кино-Театр» есть страничка, посвящённая Шмелёвой, и там актриса когда-то (в 2009 году) общалась с поклонниками. По поводу «Паспорта» она отметила:
Паспорт — отдельная песня. И зачем я там согласилась сниматься? Мне было как то неловко ходить обнажённой… Надо было всё делать смелее. Но тогда… в то время…мы ещё не привыкли…
Видимо, когда снимался фильм «Учительница первая моя», актриса стала смелее. Во всяком случае, об этих, более откровенных эпизодах, она не отзывалась так негативно, как об эпизоде из «Паспорта»…
Но как бы Ирина Шмелёва ни жалела, всё же её прекрасная попа, мелькнувшая в «Паспорте», в искусстве осталась навсегда. Потому что это – прекрасный фильм, поставленный великим режиссёром Георгием Николаевичем Данелия! А красотка, прикрывающаяся одеялом — единственный, уникальный эпизод с обнажённая женской натурой во всём его творчестве!
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:
Как Леонид Гайдай красоту женского тела воспевал
Любовь Орлова: обнажённая на фото, сексуальная в кино
Людмила Чурсина: снималась обнажённой даже в советском кино
Марианна Вертинская и её обнажённая «Женщина в море»
Лариса Удовиченко и роль Тани Бусыгиной в фильме «Сукины дети»
Татьяна Бестаева и её Палагна. «Обнажённая у Параджанова»
Юлия Меньшова и её ранние, «откровенные» роли
Лидия Вележева: только без «ню»!