Татьяна Бестаева и её Палагна. «Обнажённая у Параджанова»

Татьяна Бестаева

Татьяна Бестаева… Яркая и загадочная, красивая и талантливая… Сегодня эта актриса могла бы отметить своё 85-летие. Данная статья посвящена самому знаменитому образу Бестаевой в кино — Палагне из «Теней забытых предков» Сергея Параджанова. Мрачноватый, но очень красивый фильм, общепризнанный шедевр.

Мы рассмотрим образ, описанный Михаилом Коцюбинским в оригинальной повести и трактовку образа, выполненную актрисой и режиссёром. И, конечно же, подробно коснёмся легендарной сцены ворожбы, в которой Бестаева снималась полностью голой. Ведь это снято так, что можно восхищаться кадрами, как работами великих художников, веками доказавших, что обнажённая женская натура, словно красота природы, будет восхищать всегда! И недаром даже свои мемуары актриса назвала «Обнажённая у Параджанова», так что сцена для неё по-своему знаковая… Хотя, вполне возможно, что на таком заголовке настояли издатели — для лучшей продаваемости…

Да и в официальном плакате фильма, если обратить внимание на левую часть работы, можно увидеть обнажённую Палагну, ловящую на своём теле взгляд Юры-мольфара. Так что и в общей идее данного произведения эта сцена имеет большое значение, ведь афиша выполнена не человеком со стороны, а Георгием Якутовичем, который работал художником-постановщиком в «Тенях забытых предков» (а также проиллюстрировал повесть Коцюбинского).

Художник Георгий Якутович

Что мы знаем о Палагне из фильма «Тени забытых предков»?

Палагна — красивая и хозяйственная гуцульская крестьянка. Она вышла замуж за главного героя, Ивана, поначалу любила его, хотела детей.

Но Иван всю жизнь любил свою Маричку, погибшую в реке, и на Палагне женился по банальному расчёту. В фильме он подчёркнуто равнодушен к супруге, и этим объясняется мотивация дальнейшего поведения Палагны.

В итоге она, любительница ворожбы, связалась с колдуном-мольфаром, который влюбился в неё. Это приводит Ивана к гибели.

Как описывает Палагну Коцюбинский

В повести Михаила Коцюбинского Палагна особого сочувствия не вызывает. К её положительным качествам можно отнести трудолюбие и доброе отношение к животным (впрочем, это объясняется тем, что их жизнь зависела от скотины). По сути, только хозяйство было общим интересом у супругов…

Описание внешности Бестаевой не очень-то подходит.
В оригинальном тексте:

Палагна була з багацького роду, фудульна, здорова дівка, з грубим голосом й воластою шиєю. <…>

На добрім хазяйстві Палагна набралась тіла, стала повна й червона, курила люльку, як Іванова мати, носила пишні шовкові хустки, а на воластій шиї блищало у неї стільки намиста, що челядь з заздрощів аж розсідалась.

Русский текст (перевод Н.Ушакова):

Палагна была из богатого рода, надменная, здоровая дивчина, с грубым голосом и зобастой шеей. <…>

Хозяйство шло хорошо, и Палагна раздобрела, стала толстой и красной, курила трубку, как Иванова мать, носила пышные шелковые платки, а на зобастой шее блестело у нее столько бус, что женщины лопались от зависти.

Художник Георгий Якутович

Татьяна Бестаева, во что её ни наряди, всё равно красавица. И в её трактовке Палагна — несчастная женщина, игнорируемая мужем. Образ стал более глубоким, хотя оправдания её поступкам, конечно же, нет.

Обнажённая героиня присутствовала и в оригинальной повести

А теперь — о легендарной сцене ворожбы, в которой произошла роковая встреча обнажённой Палагны с мольфаром Юрой.

Иллюстратор Канкава Ангелина

В повести Коцюбинский подчёркивал, что «Палагна вічно заклопотана була своїм ворожінням». Ворожба её была направлена на скотину, на хозяйство. В фильме же она просит у высших сил дать ей детей, мальчика и девочку. И это вновь вызывает сочувствие к героине…

Вернёмся к тексту.

Палагна розщібнула сорочку, скинула з себе, постояла гола посеред хати і, боязко озираючись на Івана, пішла до дверей. <…>

Її туге тіло, що не знало ще материнства, свобідно і гордо пливло в молодих травах царинки, таке рожеве і свіже, як позолочена хмара, переповнена теплим весняним дощем.

Голая Татьяна Бестаева

Русский перевод:

Палагна расстегнула сорочку, сбросила ее с себя, постояла голая среди хаты и, боязливо оглядываясь на Ивана, пошла к двери. <…>

Ее упругое тело, еще не знавшее материнства, свободно и гордо плыло по молодым травам царынки, такое розовое и свежее, как позолоченное облако, полное теплым весенним дождем.

Прекрасное поэтическое описание женского тела! Воспетое в строчках, оно должно быть воспето и в кадрах! Тем более, что Параджанов был не только режиссёр, но и художник!

«Это было потрясающе» — так оценила Бестаева съёмки в обнажённом виде

До «Теней забытых предков» Татьяна Бестаева уже порадовала зрителей своим красивым телом, облачённым в красный и чёрный купальники — в фильме «Матрос с «Кометы».

Татьяна Бестаева в купальнике
Татьяна Бестаева в фильме «Матрос с «Кометы» (1958)

Теперь же ей предстояло раздеться полностью.

Кстати, этого могло бы и не произойти, если бы жительницы деревни, в которой снимался фильм, не оказались стеснительными. Пока ждали прилёт Бестаевой из Москвы, возникла идея, что если все основные проходы голой Палагны снимаются дальними планами, то можно обойтись дублёршей. Но местные женщины обнажаться не захотели. Так что обманывать зрителей не пришлось, и во всех этих кадрах — настоящая голая Бестаева.

«Тени забытых предков». Обнажённая Татьяна Бестаева

О том, как происходили съёмки, лучше прочитать рассказ самой актрисы:

Я не сопротивлялась. Я понимала, что это надо сделать. Но страх был безумный, конечно. Хотя меня намазали морилкой, вся такая, как бронзовая статуя, понимаете? Мотор, съёмка, я говорю — не могу, не могу. Отогнали всех, конечно, далеко-далеко. Только Параджанов, оператор и специалист по свету. Объявляли раз шесть-семь, я не могла. Он чего только ни кричал — меня не надо бояться, я импотент! Оператор любит только свою Ларису...

Я понимаю, что если б ты снималась за границей в таком виде, у твоих ног уже бы стоял Мерседес и так далее. Наконец я скидывала, благо, иду спиной. там какие-то строила гримасы. Но это был первый день. И в картине этот эпизод пять минут где-то так, а снимали две недели. А потом я уже снималась легко. 

Обнажённая Татьяна Бестаева на съёмках
На съёмках. Источник

Обнажённая натура в советском кино — вещь довольно редкая. Съёмки вызвали такой интерес, что даже руководство захотело посмотреть процесс своими глазами…

И на съёмки прилетел директор студии, когда узнал, что начали снимать с такого эпизода, он не мог это пропустить и прилетел специально посмотреть. Потому что одно дело — смотреть в кино, а, как говорится, вживую это было очень интересно. Он прилетел. И я уже не стеснялась, я уже легко всё это делала, мне уже это нравилось, это было потрясающе.

Потрясающим был и результат — как сам фильм, так и эта сцена. И Татьяна Бестаева вошла в историю мирового искусства как Палагна из «Теней забытых предков», «обнажённая у Параджанова».

Обложка книги Татьяны Бестаевой

Вас может заинтересовать:

Марианна Вертинская и её «Женщина в море»

Лариса Удовиченко и роль Тани Бусыгиной в фильме «Сукины дети»

Людмила Чурсина: снималась обнажённой даже в советском кино

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять