Был ли у Беллы Ахмадулиной роман с Василием Шукшиным или только дружба — совершенно не важно. Интересы блога «Дом под горой» — в области творчества, а не внебрачных отношений. И поэтому главное, что был творческий союз знаменитой поэтессы и великого писателя, замечательного актёра и режиссёра. А итог этого союза — прекрасный, добрый фильм «Живёт такой парень» (1964), в котором Белла Ахмадулина сыграла одну из ролей. Сегодня — 85 лет со дня рождения Беллы Ахатовны, и по этому поводу предлагаю вспомнить этот фильм, её роль и историю о том, как она изменила трактовку образа.
Роль журналистки — не единственное сотрудничество Ахмадулиной с кинематографом. Она написала сценарии к фильмам «Чистые пруды» и «Стюардесса» (оба — по мотивам произведений её мужа Юрия Нагибина) и снялась в четырёх картинах. Кроме «Живёт такой парень», это «Мне двадцать лет» (1962), «Спорт, спорт, спорт» (1970) и «Ключ без без права передачи» (1976). Но в этих трёх фильмах она была поэтессой, читающей стихи, то есть играла саму себя, камео. Так что фильм Шукшина — единственный случай, когда Белла Ахмадулина поработала киноактрисой.
«Живёт такой парень» был первым полнометражным фильмом Василия Макаровича. Центральный герой — шофёр Пашка Колокольников (первая главная роль Леонида Куравлёва), в его образе Шукшин соединил персонажей нескольких собственных рассказов. История с шофёром, совершившим подвиг, и журналисткой, пришедшей к нему в больницу взять интервью — из рассказа «Гринька Малюгин», опубликованного за год до выхода фильма. Вот как описывалась эта героиня в шукшинском тексте:
И тотчас в палату вошла девушка лет двадцати трех. В брюках, накрашенная, с желтыми волосами – красивая.
По мнению Ахмадулиной образ был в большей степени отрицательный, вбирающий в себя то, что Шукшин не любил. И это режиссёр увидел в Белле. Позже поэтесса вспоминала:
Когда мы впервые встретились с Василием Макаровичем, он увидел во мне то, что было ему противопоказано и даже отчасти отвратительно. Я ему показалась нарядной городской дамочкой. И поэтому он позвал меня в свой фильм «Живет такой парень», где по сценарию журналистка — просто омерзительное существо. Ей все равно, что там происходит на Алтае, ей совсем нет дела до какого-то там Пашки Колокольникова. Она надменна. Она спрашивает и не слышит.
Шукшину Ахмадулина сказала, что на самом деле она не такая. И поведала ему истории из собственного жизненного опыта — ведь тема оказалась близкой, Белла в юности немного поработала журналисткой (внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Сибири). И как раз общалась с людьми рабочих профессий, которые любили над ней подшутить.
Они были ко мне милостивы, но ужасно ироничны. Разыгрывали меня, сообщали о грандиозных успехах, я мчалась к ним во всю прыть, записывала, но потом оказывалось, что такого быть просто не может. В общем, со мной происходило все строго обратное, чем описано в сценарии.
Шукшин Ахмадулину выслушал, но переделывать ничего не стал. Все диалоги оставил без изменений. Но трактовка образа героини всё же поменялась, роль стала более светлой, и журналистка кажется просто наивной (хотя Пашку всё же обманывает).
Позже была опубликована и киноповесть «Живёт такой парень». Её текст в целом схож с рассказом «Гринька Малюгин», но отличия имеются. Описание журналистки явно подкорректировано под Ахмадулину.
Тут в палату вошли старичок доктор с сестрами и с ними – молодая изящная женщина в брюках, маленькая, в громадном свитере – «странная и прекрасная».
«Странная и прекрасная» — очень точная характеристика!
Вас может заинтересовать:
Шукшин и Высоцкий. Одна дата и два гения