Вера Алтайская сыграла больше 60 ролей в кино, и хотя это были в основном второстепенные персонажи, запоминались они не меньше главных героев.
А особенно яркими у этой актрисы получались сказочные персонажи. Попав в обойму любимых актёров легендарного режиссёра Александра Роу, Вера Алтайская играла у него либо сказочную нечисть, либо нехороших людей.
Но самой первой сказочной киноролью Алтайской была… Принцесса! Зная её поздние роли, это трудно представить, хотя, согласитесь, и в жизни бывают ситуации, когда в начале женщина — Принцесса, а потом — Кикимора… Главное, что все свои роли Вера Владимировна играла великолепно!
Давайте к 105-летию со дня рождения актрисы вспомним все киносказки с участием Алтайской!
«Новеллы». «Свинопас» Андерсена с Любимовым, Алтайской и Шпигелем
Фильм Александра Мачерета «Новеллы» 1941 года не стал событием, и о нём мало кто знает. Но на него всё же стоит обратить внимание по нескольким причинам.
Во-первых, одна из новелл — «Свинопас» по Андерсену, и это единственная советская экранизация данной сказки в игровом кино. Был ещё кукольный мультфильм 1980 года. Позже, в 21 веке сюжет сказки был реализован в рамках фильма Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», но там её сделали чересчур фривольной…
Во-вторых, в «Новеллах» — уникальный актёрский состав. Принц-свинопас — Юрий Любимов, будущий главный режиссёр знаменитого Театра на Таганке. Король — Григорий Шпигель, мастер эпизода и озвучки мультфильмов, наиболее известный по ролям аптекаря в «Бриллиантовой руке» и Альхена в «12 стульях». И, наконец, Принцесса — Вера Алтайская, которую непривычно видеть в этом амплуа.
Вторая новелла — «Небо и ад» по пьесе Мериме, и она представляет меньший интерес…
Фильм был экспериментальным в техническом плане — съёмка велась на три плёнки (гидротипный метод). Он даже проходил под названием «Цветные киноновеллы» (хотя в титрах — просто «Новеллы»). Но из-за неравномерной деформации цветоделённых негативов сохранилась только чёрно-белая версия. В 2021 году на видеоканале «Феникс» сделали цветной вариант с помощью нейросети.
Сказка, которую не все знают
До 1959 года «Новеллы» оставались единственной киносказкой с участием Алтайской. Да и с другими жанрами был перерыв — после активной работы в кино начала 40-х наступило затишье, и Вера Владимировна стала играть в Театре-студии киноактёра (причём доставались главные роли, которых в кинематографе она так и не дождалась).
Но в 1959 году случился прорыв — сразу два сказочных фильма.
Первый — «Снежная сказка», по книжке В.Витковича и Г.Ягфельда «Сказка среди белого дня» (режиссёры Э.Шенгелая и А.Сахаров).
Алтайская в этой ленте исполнила роль Продажной души — одной из трёх снежных баб, которых оживил Старый год. Её коллеги — Чёрная Душа (Клара Лучко) и Бумажная Душа (Зинаида Нарышкина).
К сожалению, тогда этот необычный фильм мало кто увидел — «Снежной сказке» дали только 4 категорию, а значит, отпечатали очень мало копий… В образе Старого года, которого сыграл Евгений Леонов, узрели сатиру на Хрущёва…
Вера Алтайская в фильмах Александра Роу
Зато «Марья-искусница» на экраны вышла без проблем, и практически сразу стала классикой. Алтайская исполнила роль Тётушки-Непогодушки, и сразу вошла в обойму Роу. Любимых актёров легендарный киносказочник снимал почти в каждом фильме — Милляр, Кубацкий, Потёмкин, Хвыля… И после «Марьи-искусницы» в этой компании — Алтайская.
Есть версия, что над всеми этими актёрами — «проклятье Роу», потому что они так и не сделали успешной кинокарьеры вне его сказок…
Дальше был Гоголь — «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством». Вот как описывал классик героиню, которую сыграла Алтайская.
Кумова жена была такого рода сокровище, каких не мало на белом свете. Так же, как и ее муж, она почти никогда не сидела дома, и почти весь день пресмыкалась у кумушек и зажиточных старух, хвалила и ела с большим аппетитом и дралась только по утрам с своим мужем, потому что в это только время и видела его иногда.
А вот следующего персонажа Алтайской у Роу в литературном оригинале как раз не было. Асырк отсутствовала в книге Губарева «Королевство кривых зеркал», её придумали в экранизации.
Потом был легендарный «Морозко». И здесь, наверное, самая знаменитая роль Веры Алтайской — злая мачеха, мать Марфушечки-душечки.
Не прынцесса! Королевна!
В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» Алтайская стала Бабой-Ягой, точнее, её дочерью. Персонаж по-своему несчастный — ведь бедную девушку, которой всего 104 года, отверг жених Кащей, отказавшись от невесты прямо на свадьбе!
Старушка-веселушка в «Варваре-красе — длинной косе» — редкий для Алтайской положительный персонаж… Правда, старушка очень маленького роста, снята издалека…
Хоть бы спасибо сказал. Упитанный, а невоспитанный!
Кикимора, работающая кухаркой у Бабы-Яги, покинувшая свою зловредную хозяйку в критический момент — последняя сказочная роль Алтайской, в последнем фильме Роу «Золотые рога».
В «Финист — Ясный Сокол», снятый по сценарию Роу и посвящённый его памяти, её уже не позвали…
Своего главного режиссёра актриса пережила на пять лет.