Наталья Гундарева… Прекрасная актриса, с очень большим диапазоном.
Ей удавались трагедийные, лирические, водевильные и комедийные роли. И в ролях комедийного характера, по моему личному мнению, она до конца не раскрылась.
В её фильмографии, безусловно, были комедии, где она блистала в ролях острохарактерных героинь. «О бедном гусаре замолвите слово», «Чокнутые», «Московские каникулы», «Альфонс», «Личная жизнь королевы»… Фильмы, очень разные по качеству (чаще не очень удачные) , но во всех Гундарева создавала интересные комедийные характеры. И всё же в «несерьёзном» жанре она могла бы сделать намного больше.
К сожалению, так и не сложилось у Натальи совместная работа с главным комедиографом СССР Леонидом Гайдаем. А пробовалась она у него на четыре роли! И нигде не была утверждена.
«Иван Васильевич меняет профессию». Актриса или царица
Первый гайдаевский фильм, в котором могла бы появиться Гундарева — «Иван Васильевич меняет профессию». Наталья Георгиевна была тогда начинающей 24-летней актрисой. А рассматривалась она на целых две роли.
Первая — Зина, актриса, супруга инженера Тимофеева. Конечно, сейчас сложно представить в этой роли кого-то другого вместо Натальи Селезнёвой — она блестяще справилась, и это одна из лучших её ролей в кино.
Но и у Гундаревой, я уверен, получился бы интересный образ! Конечно, это уже была бы другая Зина, но она вполне имела бы право на существование. И, кстати, согласно тексту пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», которая легла в основу фильма, царь Иван Грозный описывал Зину так: «Боярыня красотою лепа, бела вельми, червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна… »
Как мы знаем, последний комплимент по поводу тела в фильм не вошёл — поскольку «телом изобильна» к стройной Селезнёвой не очень подходит. А вот Гундарева как раз попадает под это описание.
Пробовалась Наталья Георгиевна и на роль царицы Марфы Васильевны, которую в итоге исполнила Нина Маслова. Думаю, что и с ролью царицы Гундарева справилась бы. Но Маслову на худсовете посчитали более убедительной.
Правда, внешне на Марфу не похожа была ни одна, ни вторая. В реальности ещё перед свадьбой с царём Марфа уже начала сохнуть, и через 15 дней после венчания умерла. Маслова и Гундарева, конечно, не выглядят, как смертельно больной человек.
«Инкогнито из Петербурга». Жена городничего
В 1977 году Гайдай готовился к очередной экранизации. На этот раз он работал над фильмом «Инкогнито из Петербурга» — по пьесе Н.Гоголя «Ревизор». Гундарева была претенденткой на роль Анны Андреевны, жены городничего. В итоге Гайдай взял на роль Нонну Мордюкову, с которой уже работал в «Бриллиантовой руке».
Типажно Гундарева на роль Анны Андреевны, конечно, подошла бы. Но вот по возрасту всё же слишком молода была (может, её стоило бы попробовать на роль Марьи Антоновны?)
К сожалению, фотопроб к этому фильму я не нашёл.
«За спичками». Вдова Кайса Кархутар
И в следующем своём фильме, «За спичками», Гайдай вновь вспомнил Гундареву. Он рассматривал её на роль Кайсы Кархутар, сыгранную Галиной Польских (здесь тоже не нашёл фотопроб). По типажу Гундарева тоже вполне уместна, но, как и в предыдущем фильме, лет героине было явно побольше, и Польских, близкая по возрасту своему экранному партнёру Вячеславу Невинному, здесь вписывалась лучше.
В общем, творческий альянс с Леонидом Гайдаем у Натальи Гундаревой не сложился. К лучшему это, или нет — уже сложно сказать. Утверждать можно то, что Селезнёва, Мордюкова и Польских блестяще справились с ролями, предлагаемыми Гундаревой (вот насчёт Масловой не уверен, но там роль была слишком маленькой). Да и у Гундаревой было много ярких ролей у других режиссёров. Но всё же посмотреть на Наталью в гайдаевском стиле было бы любопытно!