Из всего многообразия так называемых «легенд русского рока» 80-х группа «Секрет» — одна из самых безобидных. Некоторые их и роком-то не считают, хотя они были участниками знаменитого Ленинградского рок-клуба, и даже лауреатами 2 фестиваля того самого клуба. Причём с тем самым безобидным репертуаром. К концу 80-х, впрочем, и у «Секрета» появились острые и мрачные песни. Но ранний период — это только классический позитивный рок-н-ролл и приятная лирика, а некоторые тексты можно назвать даже детскими.
Казалось бы, с таким репертуаром уж точно цензура не страшна.Тем не менее, «секретовцам» всё-таки пришлось подредактировать некоторые свои песни. Причём это было в 1986 году, когда уже пошли некоторые послабления.
И наибольшим переделкам подверглась, как ни странно, «Сара Бара Бу» — самая детская песня «Секрета»! Положенный на музыку детский стишок норвежской писательницы Синкен Хопп.
Откуда взялась Сара Бара Бу?
Иногда пишут, что стишок этот взят из знаменитого сборника «Сказки скандинавских писателей», в котором были повести Хопп «Волшебный мелок» и «Юн и Софус» (а также произведения Туве Янссон, Яна Экхольма, Турбьёрна Эгнера).
Действительно, в повести «Юн и Софус» присутствовала песенка про Сару, причём автор призывала читателей придумать к ней мотив. Но сборник этот был издан в 1987 году, а песня написана в 1984.
На самом деле «Сару» Максим Леонидов нашёл в сборнике «Норвежские стихи для детей», 1963 года издания. Там было четыре стишка Хопп, и на два из них Леонидов и Фоменко написали музыку. Второй была «Ведьма», но эта песня получилась неудачной, совсем нетипичной для «Секрета», и она никогда официально не издавалась, хотя клип на неё сняли. А «Грустного кондитера» Ингер Хагеруп, заглавное произведение той книги, Леонидов позже спел на своём сольном альбоме «Не дай ему уйти» (1999).
Всё дело в «Битлз»
Теперь надо разобраться: а для чего вообще им понадобилась детская песня? А вот тут всё дело в «Битлз»!
Ранний «Секрет» — стилизация под «битлов». Не плагиат, не копия, но стилизация. Четверо музыкантов, все в одинаковых костюмах. Явные параллели с двумя лидерами, основными вокалистами и авторами: Леннон — Леонидов, Маккартни — Фоменко (у них даже басухи похожие были). А поскольку барабанщик Ринго Старр тоже пел, и главный хит с его вокалом — детская песня про жёлтую подводную лодку, то значит, у барабанщика Алексея Мурашова тоже должна быть песня! Причём детская, а ещё этот номер должен быть игровым!
Песня получилась симпатичной, и использование фрагмента из Эдит Пиаф в проигрыше придало произведению изюминку. Этот проигрыш сыграли на скрипках Фоменко и Заблудовский, которые когда-то учились в музыкальной школе по классу этого инструмента. Партии клавишных играл Леонидов.
Надо сказать, что Мурашов поначалу не был в восторге от этой идеи. Текст детский, мелодия показалась низковатой для его голоса. Но авторы музыки Леонидов и Фоменко всё же настояли на своём.
Песня была записана и вошла в первый альбом «Секрета» «Ты и я», который был неофициальным и распространялся только на кассетах.
В Тимбукту не может быть лучше, чем у нас!
В 1986 году «Секрет» получили возможность издать пластинку на «Мелодии». Половину песен взяли из первого магнитоальбома.
И вот здесь они неожиданно столкнулись с цензурой, причём самой пострадавшей оказалась именно «Сара».
Там был такой припев (которого, кстати, не было у Хопп, его придумали Леонидов и Фоменко):
А в Тимбукту везде растут кокосы,
Орехи, ананасы, абрикосы,
Над ними вьются бабочки и осы,
Жуют бананы обезьяны в бухте Тимбукту.
«Там что, лучше, чем у нас?» — спросил один из редакторов «Мелодии».
Нелепейшая придирка. Не понравились также «Алиса», «Вниз по течению» и «Тысяча пластинок». В первой порекомендовали заменить «Алиса совсем как дитя» на «Алиса, она же дитя» (глупо), во второй — «Найдя предварительно брод» на «И рыба на зорьке клюёт». А в третьей — вместо «продать за тысячу рублей» стало «разбить на тысячу частей».
Но в «Саре» заменой строчек не отделались. Пришлось сочинить новый припев, даже два, потому что после первого и второго куплета припевы стали петься разные. Сначала:
Корова Му так весело мычала,
И марабу внезапно грустно стало,
Что у него такого нет вокала,
И он не может, как корова, весело мычать…
А после второго куплета совсем дичь пошла:
Но в этот миг слоны и бегемоты
Все замычали тоже отчего-то,
За ними львы, гориллы, кашалоты,
Орлы, гориллы, крокодилы — все твердили «Му»!
Именно такой вариант звучит на пластинке, которая лежит на столе на этом фото.
И больше такой вариант не звучал нигде (как и две другие отредактированные песни, лишь «Тысяча пластинок» осталась без изменений). На концертах, на последующих переизданиях и сборниках всё пелось так, как задумывалось.
А это — дядя Лёша! Сара Бара Бу!
После того, как «Сара» прозвучала на «Музыкальном ринге», программе к 8 марта и «Песне года», она стала одной из наиболее известных песен «Секрета». Мурашов тоже стал популярен, только популярность была специфической. По словам Алексея, на гастролях к остальным участникам квартета в гримёрку приходили молодые красивые девушки. А к нему приводили детей. Говорили: «Это дядя Лёша. Сара Бара Бу…»
Живые, концертные исполнения «Сары» — это всегда весело. Как правило, остальные участники квартета вовсю прикалываются над Мурашовым.
P.S.
В качестве бонуса — кавер «Сары» в исполнении детского хора! Песня же детская, так что это вполне концептуально!
Сегодня бит-квартету «Секрет» исполняется 40 лет. С юбилеем замечательную группу!
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:
«Пусть будет так всегда», или Как внук Соловьёва-Седого в создании песни «Секрета» поучаствовал