Александр Градский, безусловно, легенда и мэтр. Великолепный вокалист, преданный музыке. При этом очень строгий и даже жёсткий в своих оценках. Правда, не во всех случаях эта жёсткость оправданна. В последнем выпуске «Слепых прослушиваний» шоу «Голос» (полный обзор выйдет чуть позже) Градский раскритиковал Диану Арбенину за текст к песне «Катастрофически». Что не понравилось Александру Борисовичу, и справедлива ли его критика — давайте разберёмся.
Песню исполнял Николай Волегов, и было это не очень удачно — просто не подошла она к его голосу. К тому же пел он немного «в нос», как отметила Пелагея. В общем, никто к нему не повернулся. Но дело не в этом.
Обычно после выступления члены жюри разбирают достоинства и недостатки конкурсанта. Градский решил разобрать текст и сначала отметил:
Я не знаю, что это за произведение, никогда не слыхал его.
Пелагея:
Это «Ночные снайперы», Диана Арбенина.
Градский:
Мне всё равно, как они называются. Но когда ударение «хвата́ет», то музыка пишется так: хвата́ет, хвата́ет… А не «хватае́т». Вот так пишется у «Ночных снайперов». А у нормальных авторов пишется по-другому, то есть ударение поэтическое должно совпадать с ударением музыкальным. Если поэтическое ударение не совпадает с музыкальным, получается то, что сейчас иногда популярно… Я это терпеть не могу.
То, что Градский не знает «Ночных снайперов» и Арбенину, конечно, удивило. Песне «Катастрофически» почти двадцать лет, и она уже далеко не современная. Дело не в этом. Грубые искажения русского языка действительно неприятны. Но у Дианы — совсем не тот случай.
Во-первых, Арбенина в песне постоянно поёт правильно, именно «хвата́ет». И лишь когда это слово звучит в конце припева, она его протягивает «хватаееет», и за счёт этого кажется, что ударение меняется.
Во-вторых, иногда в поэзии присутствует неправильное ударение. Этим грешил даже основатель русского литературного языка и «солнце русской поэзии» Александр Сергеевич Пушкин. Например, стихотворение «Обвал», которое ещё Бендер в «12 стульях» цитировал.
Дробясь о мрачные скалы́,
Шумят и пенятся валы…
Можно при желании ещё найти немало таких примеров, как у Пушкина, так и у других классиков.
И в-третьих. Подобные вещи можно найти в творчестве самого Александра Борисовича. Вспомнилась «Песня о друге», посвящённая Высоцкому, к которой Градский написал и слова, и у музыку. Там есть такой момент:
И когда в зале смех стихал
Начиналася мистика…
«Мистика́» — здесь разве не похожая история с «хватае́т»?
Но не только Градский критиковал Диану Арбенину за её песни на российском «Голосе» (на украинском «Голосе» она, кстати, была наставником в двух сезонах). Три года назад Константин Меладзе сказал, что отличная песня «Розы» — от имени женщины, которая плохо выглядит, с плохим настроением и неустроенной личной жизнью. В ответ Арбенина записала видеообращение.
Слова Градского Диана пока никак не прокомментировала.
Обожаю Арбенину, не совсем знаю, кто такой «Градский»??-!
Люблю Арбенину, уважаю Градского, поэтому ситуация неприятная…
Видимо, где то рядом с Лозой..(: