Виктор Цой и Сергей Пенкин: легенды о рождении песни «Малыш»

Виктор Цой и Сергей Пенкин

Виктор Цой и Сергей Пенкин — два совершенно разных артиста, и на первый взгляд, между ними не может быть ничего общего. Тем не менее, отношения между замечательными музыкантами из разных жанров были хорошие. Но самое главное — осталась песня «Малыш», которую по общепризнанной и подтверждённой версии Цой посвятил именно Пенкину. Этой композиции, обстоятельствам создания и особенностям восприятия и посвящена данная публикация.

«Малыш» — пожалуй, одно из самых необычных творений Виктора Робертовича. И, возможно, что она и популярной бы не стала (она, кстати, и не издавалась), если бы группа «Мумий Тролль» 20 лет назад не сделала на неё кавер.

У меня с этим кавером когда-то смешной разговор получился.
Одна знакомая как-то говорит: «Вот я не пойму — Лагутенко что, про импотента поёт, что ли? В чём смысл песни?»
Я поинтересовался, что же она имеет в виду. Оказывается, это она о песне «Малыш», в которой есть такие слова:

Когда я вижу как ты танцуешь,
Малыш, ты меня волнуешь.
Когда ты смотришь так серьезно,
Малыш, я тебя люблю!
Когда ты робко меня целуешь
Малыш, ты меня волнуешь.
Но не могу, не могу, извини не могу…

Она говорит: «Вот он любит и не может — о чём, по-твоему, эта песня?»
То, что автор — Цой, девушку очень удивило. Но ассоциации с импотенцией так у неё и остались. Хотя «не могу» вполне объясняется так: герой просто не может быть с героиней по каким-то причинам.

Потом я где-то прочитал, что песня была посвящена не женщине. «Малыш» — на самом деле настоящий малыш, это песня о сыне Цоя. Виктор уходил из семьи, и «не могу» имелось в виду то, что он не может остаться с ними.

Цой с женой Марианной и сыном Сашей

Обе эти трактовки правдоподобны. Но потом появилась более весёлая версия, и смысл песни «Малыш» стал совсем другим! Оказалось, что это шуточное произведение, посвящённое Пенкину! И его не стоит воспринимать серьёзно.

Виктор Цой и Сергей Пенкин познакомились на сборных концертах в Евпатории. Сергей был тогда ещё малоизвестным артистом. «Рокеры» подружились с начинающим вокалистом, а Наталья Разлогова, спутница Цоя, даже помогала ему пришивать блёстки к костюму. Своему сценическому гардеробу Пенкин всегда уделял много внимания!

Представители поп-сцены («Мираж», Ветлицкая, Маликов) потом уезжали в Ялту, а «Кино» ещё оставалось в Евпатории, и Пенкину предложили тоже остаться — выступить на концерте перед Цоем. Сергей переживал, что у «Кино» публика другая, но приняли его хорошо. Так он рассказывал в интервью «Комсомольской правде».
Недавно Пенкин подтверждал это в программе у Кортнева.

Виталий Калгин, автор книги «Виктор Цой. Последний герой современного мифа», писал об этой песне: 

Цоя очень развлекало, что ее можно трактовать как угодно в силу лингвистической двусмысленности ее текста.

Калгин цитировал и слова музыкантов группы «Кино» из того состава, подтверждающие версию о Пенкине.

Георгий Гурьянов, барабанщик, ныне покойный:

Мало кто знает, что «Малыш» – это песня для Пенкина, да. Я как-то в Интернете видел форум, где люди спорят, обсуждают, кому она посвящена. И там у них три варианта. Первое – жене, второе – любовнице, и третье – сыну… Но люди просто не знают истории…

Юрий Каспарян, гитарист:

Вообще, «малыш» — это было словечко Пенкина, насколько я помню, и мы над ним, так сказать, потешались всем коллективом.

В.Цой, Ю.Каспарян, Г.Гурьянов

В защиту этой версии можно отнести и то, что Цой не собирался её издавать. То есть не считал своим «программным» произведением. В его исполнении она осталась только как акустический, черновой вариант.

Ну а второе рождение песня «Малыш» приобрела после выхода альбома «КИНОпробы», в котором молодые (на тот момент) группы записали свои версии песен Цоя. «Мумий Тролль» явил народу «Восьмиклассницу» и «Малыша». С мяукающими интонациями Ильи Лагутенко она зазвучала по-новому, довольно оригинально!

P.S. Эта статья — переработанный вариант статьи, которую я ранее публиковал на своём канале в Дзене (сейчас уже удалил). И в её обсуждении попадались некоторые довольно любопытные комментарии от некоторых «упоротых» фанатов Цоя. Мол, такого не может быть, Цой не имел дела с «содомитами». Странные люди.

Во-первых, нетрадиционная ориентация Сергея Пенкина — не факт. Сам артист это не подтверждает, и не опровергает. И правильно делает, он никому не обязан что-то доказывать. Кстати, он был женат, и не раз. Главное, что он блестящий вокалист с уникальным диапазоном.

А во-вторых, те, кто хорошо знают историю группы «Кино», просто посмеялись над теми комментаторами. Которые, видимо, не в курсе, что барабанщик Георгий Гурьянов («Густав») как раз был гомосексуалистом. И это совершенно не мешало Цою дружить и работать с ним. Тем более, что оба они были не только музыкантами, но и художниками.

P.P.S. Светлая память Виктору Робертовичу!

Анатолий Иванов

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©