Три драмы Леонида Гайдая

Три драмы Гайдая

Безусловно, самый главный наш комедийный режиссёр — это Леонид Гайдай. Его смело можно назвать верным рыцарем комедии, поскольку этому жанру он почти никогда не изменял.
Ключевое слово здесь «почти». Потому что некомедийные фильмы у него всё-таки есть. Целых три драмы Гайдая.
Давайте вспомним все три.

Долгий путь

Самый первый фильм, в титрах которого написано «режиссёр-постановщик Л.Гайдай», носит название «Долгий путь» (1956). По мотивам рассказов В.Короленко «Чудная» и «Ат-Даван».

Три драмы Гайдая. Долгий путь
Кадр из фильма «Долгий путь».
Источник фото: mosfilm.ru

Фильм должен был ставить Андрей Гончаров, известный театральный режиссёр, в кино до этого не работавший. А Гайдай попал в съёмочную группу как второй режиссёр. Но работа у Гончарова не пошла. И постановку отдали Гайдаю — так начинающий режиссёр стал работать самостоятельно. Точнее, почти самостоятельно — ему дали сорежиссёра, Валентина Невзорова, тоже дебютанта.

На съёмках фильма «Долгий путь».
Источник фото: mosfilm.ru

Дебют у молодых режиссёров получился крепкий, хотя большого успеха картина не имела.
Любопытный факт, к основной теме отношения не имеющий. Одну из ролей в фильме сыграл Владимир Белокуров, который был руководителем актёрского курса во ВГИКе, на котором училась Нина Гребешкова, супруга Гайдая. Главную роль исполнила красавица Кюнна Игнатова, с которой Гайдай снимался в фильме «Ляна». На съёмках «Долгого пути» Белокуров и Игнатова познакомились, а потом поженились.

Трижды воскресший

После «Долгого пути» Гайдай снял комедию «Жених с того света», которую жёстко раскритиковал министр культуры Николай Михайлов. Фильм не стали класть «на полку», но очень сильно порезали, превратив практически в короткометражку, и ограничили в показах. А сам режиссёр имел перспективы лишиться профессии.

С целью реабилитации Иван Пырьев предложил Гайдаю снять «идеологически правильный» фильм. Для этого подошёл сценарий Александра Галича «Трижды воскресший» (который тот написал по своей же пьесе «Пароход зовут «Орлёнок»). О восстановлении старого парохода, который был участником Гражданской и Великой Отечественной войн. Выхода у Леонида Иовича не было, он пошёл на это, и снял свой самый нелюбимый фильм. И не любил вспоминать об этом.

Три драмы Гайдая. Трижды воскресший
Кадр из фильма «Трижды воскресший».
Источник фото: kino-teatr.ru

Дороги, которые мы выбираем

После «Трижды воскресшего» Гайдай снял короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс». Так он наконец-то нашёл свою тропинку в мире кино, своё направление. И дальше снимал исключительно комедии.
Тем не менее, третий «серьёзный» фильм у Гайдая всё-таки есть. Но в рамках комедии. Речь идёт о фильме-сборнике «Деловые люди» — экранизации трёх новелл О.Генри. И каждую из новелл можно назвать самостоятельным фильмом.

«Деловые люди» считаются комедией, но первая новелла, «Дороги, которые мы выбираем», уж никак этому жанру не соответствует. Начало снято как динамичный вестерн, дальше — как психологическая драма. Смешного ничего нет, более того, несколько смертей…
Гайдай объяснял идею так:

Между бандитом с большой дороги и иным капиталистическим дельцом нет никакой разницы — и тот, и другой в погоне за наживой не останавливается ни перед чем, вплоть до убийства.

Три драмы Гайдая. Дороги, которые мы выбираем
Кадр из фильма «Деловые люди»
(новелла «Дороги, которые мы выбираем»)

Источник фото: kino-teatr.ru

Любопытно, что почти все актёры, снимавшиеся в фильмах «Долгий путь», «Трижды воскресший» и новелле «Дороги, которые мы выбираем», в комедиях Гайдая не снимались. Исключение — разве что Гребешкова и Рыбников…

P.S.

В дальнейшем у Гайдая иногда возникали идеи отойти от комедии. Ему нравился сценарий Дунского и Фрида «Жили-были старик со старухой», по которому потом снял фильм Григорий Чухрай. Он хотел экранизировать «Бег» Булгакова, но проект отклонили, через несколько лет это сделали Александр Алов и Владимир Наумов (позже Гайдай вернулся к Булгакову, но в жанре комедии).

Периодически думал снять мелодраму, чтобы при просмотре люди плакали. Но потом говорил:

Всё-таки нет, не надо, чтобы плакали. Люди ведь так плохо живут — пускай хоть в кино посмеются.

Но в качестве режиссёра, снимающего «серьёзный» фильм, Гайдай ещё побывал. Но не в жизни, а в кино. В фильме «Риск — благородное дело» он сыграл небольшую роль, на несколько секунд — режиссёра, то есть самого себя. Но снимает этот режиссёр явно не комедию…

Кадр из фильма «Риск — благородное дело».
Источник фото: kino-teatr.ru

Вас может заинтересовать:

Трус, Балбес и Бывалый в тюрьме — миф о неснятом фильме Гайдая

Кошки в фильмах Гайдая

Серийный персонаж Гайдая, о котором не все знают

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©