«Тетрадь смерти». Отсылки и ассоциации

"Тетрадь смерти". Лайт-Гитлер

Если смотреть легендарное японское аниме «Тетрадь смерти» глазами взрослого человека, то можно заметить любопытные детали. Некоторые из них отмечены уже давно и довольно известны. А некоторые, возможно, являются просто личными ассоциациями на фоне накопленного культурного багажа.

Я не являюсь поклонником аниме. Всё, что видел ранее из этого — детские японские мультсериалы. Типа «Д’Артаньгава» и «Топо Джиджио». И смотрел я их ещё в детстве. О том, что они называются словом «аниме», тогда и не подозревал.

Инициатором просмотра «Тетради смерти» стала моя дочь, которая на данный момент является поклонницей «аниме». По её словам, «Тетрадь» — идеальный вариант для знакомства с этим видом искусства, с захватывающим мистически-детективным сюжетом и борьбой интеллектов. К тому же действительно любопытно было подробнее узнать, чем увлекается дочь. Фрагменты аниме-сериалов, которые она смотрит, я, конечно, и так вижу, но полностью, от начала до конца, не смотрел ничего. И ещё был дополнительный интерес лично ознакомиться, так ли ужасна «Тетрадь смерти», что её хотели запретить.

Личные ассоциации

Сначала расскажу о своих личных ассоциациях. Литературно-кинематографических, довольно предсказуемых для человека, который родился ещё в СССР. Создатели, скорее всего, не имели в виду этих персонажей. Но раз я уже затеял эту тему, то пусть уже будут и эти впечатления, не судите строго. У каждого может быть своё видение героев.

L и Лайт - Холмс и Мориарти

Противостояние L и Лайта вызывает ассоциации с антагонизмом Шерлок Холмс — профессор Мориарти. L и Холмс — гениальные детективы. L совершает умственную работу, поедая сладости (а его преемник N — играясь с игрушками). Холмс — курит трубку и играет на скрипке.
Лайт — лучший ученик Японии, у Мориарти — блестящее образование и выдающиеся математические способности. Лайт совершает убийства с помощью Тетради Смерти, у Мориарти нет потусторонних предметов, но зато есть скрытая преступная сеть, то есть преступления профессор совершал тоже не своими руками.

И, конечно, глядя на L и Лайта, стоящих друг против друга в «опенинге» (заставке) ранних серий, вспоминается финальная встреча Холмса и Мориарти у водопада.

И ещё одна ассоциация, уже из другого произведения. Глядя на то, что творит Мэлло (за исключением его конца), мне почему-то вспоминался… Фантомас из знаменитой кинотрилогии Андре Юнебеля! Ассоциации вызваны наглостью, жестокостью, вождением спецслужб за нос. И особенно — высокой технологичностью (подземные секретные резиденции, ракеты). Кто помнит, как у Фантомаса автомобиль превращался в самолёт во втором фильме? А как он запустил ракету в третьем?
Но это уж точно не отсылки. Если Конан-Дойла создатели «Тетради смерти», наверное, читали (кстати, есть аниме «Патриотизм Мориарти», о молодости профессора), то «Фантомаса» вряд ли смотрели… «Шерлок Холмс», как мне кажется, вечен, а «Фантомас» скорее продукт своего времени… Правда, погиб Мэлло очень глупо… Фантомас так бы не прокололся — не дал бы Такаде достать бумажку…

"Тетрадь смерти". Отсылки

Явные отсылки

Теперь — об отсылках явных. Те, кто немного знаком с произведениями мирового искусства, заметят в первом «опенинге» аллюзии к работам Микеланджело, великого художника, скульптора и архитектора Эпохи Возрождения.
Первая — знаменитая фреска «Сотворение Адама», написанная на потолке Сикстинской Капеллы в начале 16 века. Вместо Бога — Рюк, Бог смерти. Вместо Адама — Лайт.

Вторая — скульптурная композиция «Пьета», которую Микеланджело создал ещё раньше, в самом конце 15 века. На ней изображены Дева Мария и тело Иисуса у неё на коленях. В «опенинге» вместо Иисуса — погибший агент ФБР Рей Пенбер, а вместо Богоматери — его невеста Наоми Мисора.

"Тетрадь смерти". Отсылки

Есть ещё христианские отсылки. Массаж ног, который делает L Лайту — аллюзия к знаменитой сцене в Евангелии, когда Иисус умывает ноги Петру. Обычно эту сцену трактуют как смирение Христа. В «Тетради смерти» это можно трактовать как смирение L, который уже знал, что обречён…

Ну и яблоки, которые так любит Рюк, можно считать отсылкой к яблоку с Древа Познания, которым Змей искушал Еву… Но это уже, наверное, с натяжкой.

Лайт и Гитлер

А вот теперь — самая интересная отсылка. Или моя личная ассоциация.
Есть в «эндинге» (финальные титры) ранних серий один любопытный кадр. Лайт стоит в такой позе, что тень от его носа похожа на маленькие усы. И с ними он похож… на Гитлера! Попадаются такие кадры и непосредственно в сериале.

"Тетрадь смерти". Лайт - Гитлер?

Я не знаю, сознательно это или случайно. Давайте вспомним: что хотел сделать Лайт? Создать новый, идеальный мир, без преступности. Самому решить, кто достоин жить, а кто нет. И стать Богом нового мира. Нет ли тут некоторого сходства с идеями Гитлера?

Нашей путеводной звездой должен быть вечный идеал человечества…


Это цитата из знаменитой книги Адольфа Гитлера «Моя борьба», глава «Мировоззрение и партия».

Помимо преступников (многие из которых сидели в тюрьме — то есть и так отбывали наказание) Лайт уничтожил много людей, которые виноваты были лишь в том, что оказались на его пути. И многие Киру-Лайта поддерживали — даже целые страны выражали согласие с его действиями. У Гитлера тоже когда-то было много сторонников. А Япония, давшая миру аниме, во Второй мировой войне вообще на стороне Третьего рейха воевала…
Ещё из «Моей борьбы», глава та же:

Предчувствовать или даже сознавать правоту нашей основной идеи могут уже, быть может, даже целые миллионы людей.

Кстати, у японцев есть манга (комикс) по мотивам книги Гитлера. Вот как она выглядит.

Некоторое отдалённое сходство Гитлера с Лайтом, на мой взгляд, есть.

А на этой страничке Гитлер что-то пишет — ну точно Лайт с тетрадкой!

Возможно, это мои фантазии. Но, как уже написано выше, я рассказываю о своих личных впечатлениях и ассоциациях. А соглашаться с ними или нет — это уж вы сами решайте!

P.S. Я не стал поклонником аниме. Но и не пожалел о том, что посмотрел «Тетрадь смерти». Линия противостояния интеллектов — наиболее интересна. Сначала — L и Лайт, потом — Лайт и N (при участии Мэлло). Ничего ужасного, чтобы это аниме запрещать, я не увидел. Не верю, что «Тетрадь смерти» провоцирует подростков к суициду. У таких подростков — явно большие психические проблемы и вряд ли они вызваны просмотром…

1 комментарий к “«Тетрадь смерти». Отсылки и ассоциации”

  1. Данута

    Попсовая версия «преступления и наказания». «Гениальные» Эл и Лайт совершают совершенно глупые ошибки. Причём Лоулайт ещё большая мразь, чем Лайт. Худшее из зол то, что добром прикидывается. Чепуха на постном масле для скорбных духом и бедных умом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©