Собака оказалась судьбоносным животным для Леонида Гайдая. За необычным кроссом пса Барбоса и троицы Трус-Балбес-Бывалый последовала вереница комедийных шедевров, а сам Гайдай стал самым кассовым режиссёром советского кино. В последующих его фильмах собаки уже не были центральными персонажами, как в «Псе Барбосе» и «Самогонщиках». Но появлялись часто — и как эпизодические, и как второстепенные герои. Практически в каждом фильме, за редкими исключениями. И это вполне объяснимо — Леонид Иович любил животных, и даже умел дрессировать. К Международному дню собак, который отмечается 2 июня, блог «Дом под горой» публикует статью «Собаки в фильмах Гайдая». Здесь мы постараемся упомянуть всех собак, которые появлялись в кадрах лент великого режиссёра.
60-е годы
До «Пса Барбоса» Гайдай снял три фильма: «Долгий путь» (совместно с В.Невзоровым) «Жених с того света» и «Трижды воскресший». В первых двух собак не было, а в «Трижды воскресшем» мелькнул крупный план пса, и этот же пёс (кстати, очень похожий на будущего Барбоса) присутствовал в нескольких сценах, бегая за мотороллером. Видимо, это было для добавления чего-то живого в нелюбимый фильм, снимаемый вынужденно.
Зато в «Псе Барбосе и необычном кроссе» собака появилась буквально в первом же кадре, на заголовке фильма. Получилась своеобразная пародия на легендарную заставку студии «Metro-Goldwyn-Mayer» с рычащим львом. Неизвестно, было ли это отсылкой, или совпадение, но данный кадр Гайдай придумал с самого начала, ещё когда писал предварительный вариант сценария:
В овале появляется морда смешной собачонки. Начало.
Собачонка рычит. Возникает надпись.
Роль Барбоса исполнил талантливый «двортерьер» Брёх. По словам его хозяина, пёсик до этого уже снимался в кино. К сожалению, не нашёл информации, где именно. Может, в «Трижды воскресшем» был всё же он? А ещё в фильме «Утренние поезда» (1963) есть собака, очень похожая на Брёха, но это уже после «Барбоса».
Из воспоминаний Юрия Никулина (книга «Почти серьёзно»).
Хозяин Брёха, дрессировщик Игорь Брейтшер, относился ко всему очень серьезно. Собаку свою он любил, заботливо за ней ухаживал, часами дрессировал и всё время придумывал новые методы дрессуры для цирка. <…>
Брёх работал отлично. Но иногда усложнял нашу жизнь.
К «усложнениям жизни» относились в основном многочисленные испорченные дубли. Невинные моменты: то Брёх в кадр попадает слишком рано, то в лес побежит, то бросит «динамит». Более серьёзным оказался случай, когда Брёх вцепился в ногу Евгения Моргунова. У актёра-человека и актёра-пса не сложились отношения…
В фильме «Пёс Барбос и необычный кросс» актёры не произносят ни одного слова. Зато есть три слова у Барбоса, которые он произносит в финале: «Вот так! Всё!»
Согласно книге Евгения Новицкого «Леонид Гайдай», пёс говорит голосом самого режиссёра. Хотя мне казалось, что это голос Георгия Вицина, великолепного мастера озвучивания…
Съёмки продолжения начались через несколько месяцев. Причём «Пёс Барбос» на тот момент ещё не появился в широком прокате (ждали, когда будут готовы другие новеллы для киноальманаха «Совершенно серьёзно», в который решили вставить короткометражку Гайдая).
Название «Самогонщики» появилось не сразу: сценарий назывался «Барбос-осведомитель». Главную роль должен был играть тот же Брёх. Но ему было тяжело таскать в зубах змеевик от самогонного аппарата, а потом он ещё и лапы о лёд поранил. И после этого совсем отказался брать в зубы змеевик, как ни старался Брейтшер…
Замену нашёл участник съёмочной группы — ветродуйщик. Он привёл своего пса Рекса, и тот без проблем справился со всеми задачами. И также, как и Брёх, невзлюбил Моргунова…
Правда, однажды Рекс пропал, и поставил под угрозы план съёмок. Надо было спешить, пока не растаял снег (натурные съёмки велись в марте), к тому же в апреле Никулин должен уехать с цирком… А главного актёра нет… Но через несколько дней Рекс вернулся, и всё обошлось.
Заставка фильма выполнена в том же стиле, что и «Пёс Барбос», и на ней присутствует… Брёх, а не Рекс! То ли заставка была сделана заранее, а потом не стали менять, то ли не успели снять комбинированный кадр с Рексом…
Следующие собаки появились в картине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Две — в новелле «Напарник».
Собачка, которую подкармливает главный герой.
Щенок и котёнок в сцене погони Феди за Шуриком.
И конечно же, боксёр Рекс в новелле «Наваждение». Псу поручено охранять вещи новых жильцов дома, и он так старается, что не пропускает Лиду домой. Рекс занимает важное место в сюжете — ведь благодаря инциденту с ним Шурик зашёл к Лиде в гости.
Кстати, в кадре, где Рекс впервые видит Шурика и Лиду (когда они ещё читают конспект), он удивлённо пожимает плечами. Это делал Гайдай — лежал и двигал боксёру лапы…
Пожалуй, боксёр — вторая по частоте появления порода собак в фильмах Гайдая (после «двортерьеров», конечно).
В «Бриллиантовой руке» Гайдай напомнил зрителям, что собака — друг человека! Как все помнят, эту фразу сказал Семён Семёныч, заступившись за соседа (Игорь Ясулович), выгуливавшего свою маленькую собачку.
Варвара Сергеевна (Нонна Мордюкова) эти слова потом припомнила: «А эта странная фраза: «Собака — друг человека!» Странная, если не сказать больше». Но потом она, видимо, изменила своё отношение к собакам в лучшую сторону: в финале Мордюкова целует боксёра, причём на фоне объявления о лекции на тему «Собака — друг человека».
70-е годы
В «12 стульев» Гайдай вставил сразу несколько собак. Общее изумление от рисунка Остапа Бендера он подчеркнул крупными планами двух дворняг. Одна удивлённо смотрит, другая воет.
А ещё был боксёр Ерофей Павлович, выгнавший отца Фёдора (в романе Ильфа и Петрова это делал Багратион). Судя по следующему кадру, пёс и священник всё же нашли общий язык.
«Собака с милицией обещала прийти» — говорил Шпак в «Иван Васильевич меняет профессию». И пришла, вместе с милицией. Потом именно этой овчарке Шпак рассказывает про три магнитофона и так далее…
Каждая из новелл фильма «Не может быть!» отметилась появлением собаки, пусть и кратковременным.
Пёс, живший во дворе Горбушкина («Преступление и наказание») сначала хотел облаять милиционера, но потом ретировался, поняв, что с органами шутки плохи. А потом герой Вячеслава Невинного продал его вместе с козой, поросёнком и прочей живностью.
Крупный план боксёра в новелле «Забавное приключение» смысловой нагрузки не несёт. Просто перебивка, оживление кадра в сцене конфликта героев Даля и Кокшенова.
В «Свадебном происшествии» жених с приятелем долго не могут найти нужный дом, и в процессе поисков их облаивает цепной пёс. Так жених понимает, что это не тот дом.
Там собаки не было. Мамаша была, папаша был. А собаки не было!
«Инкогнито из Петербурга» начинается со сцены, в которой голодный Хлестаков бродит по рынку. Вокруг столько продуктов, даже собака что-то грызёт (чей-то череп), только у Хлестакова пусто в животе…
Присутствует и сторожевой пёс городничего, которому запретили лаять, чтобы не разбудить «ревизора».
В советско-финском фильме «За спичками» присутствует немало домашних животных — свиньи, овцы, коровы, куры… Есть и собака — во дворе Юсси Ватанена. Она чуть было не опрокинула бутылку со спиртным, стоящую на дворовом очаге! В итоге друзья, не собиравшиеся пить, всё же опустошили спасённую от собаки бутылку…
80-е годы
«Я спрятался в подворотню и на меня прыгнула собака», — говорит Степан в «Спортлото-82», показывая Сан Санычу путь. И собака снова прыгает на Степана.
Дама с собачкой — так обозначен персонаж Нины Масловой в картине «Опасно для жизни!» Пудель Дик не очень-то слушается хозяйку. Когда пёсик пометил, а потом стащил портфель Спартака Молодцова, она безуспешно кричит все команды подряд:
Ко мне! Лежать! Стоять! Сидеть! К ноге! Рядом! Ну куда же ты! Извините ради Бога, он ещё молодой, только в школу пошёл!
Любопытна книга, которую хозяйка читает: «Роль собаки в воспитании человека».
Последней кинособакой Гайдая стал боксёр Рекс, герой фильма «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Пятый гайдаевский боксёр, причём с таким же именем, как и первый (и даже в названиях фильмов есть слово «операция»). Пожалуй, после пса Барбоса это самый значительный гайдаевский кинопёс — ему даже отдельный кадр в титрах выделили.
Рекс умеет пробивать троллейбусные талоны (причём цифрой маршрута), сидеть на движущемся мотоцикле за спиной своей хозяйки Лены (в шлеме, согласно ПДД). И даже ищет самогонщиков — ещё одна отсылка к старому, классическому творчеству режиссёра.
На этом статья о собаках в фильмах Гайдая закончена. Спасибо за внимание!
Всех любителей друзей человека — с праздником!
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:
Интересная статья и очень интересные собачьи роли! По поводу отсылки на заставку студии «Metro-Goldwyn-Mayer». Я считаю, что это была осознанная отсылка. Ведь Леонид Иович, как настоящий киноман, очень часто делал пародии, аллюзии и отсылки на советские и зарубежные фильмы. Кстати, Вам можно было бы даже обратится к этой теме, написав статью «Все пародии, аллюзии и отсылки в творчестве Гайдая».
P.S. Автора книги «Леонид Гайдай» зовут не Л.Новицкий, а Е.Новицкий (Евгений Новицкий).
Спасибо за тёплые слова и за наблюдательность!