Вот уже восемь лет прошло со дня смерти Михаила Горшенёва… Но для огромной армии старых и новых поклонников группы «Король и Шут» он — жив! И популярность растёт — только в «ТикТоке» ежедневно появляются всё новые ролики как о группе, так о Горшенёве. Правда, многие из авторов этих видео творчество группы знают довольно поверхностно.
Неоднократно попадались ролики, сделанные под песню, посвящённую Михаилу. Написана она на мелодию «Воспоминания о былой любви» и в ней есть такие слова: «Он не напишет слов для новых песен и стихов». Автор этих строчек, видимо, не знает, что слов Горшенёв почти не писал. Музыку — да, мелодист он был замечательный. А слова ему давались сложнее, практически все тексты принадлежат перу Андрея Князева. В этой статье мы вспомним, сколько текстов песен написал Михаил Горшенёв для группы «Король и Шут».
Собрание
Однажды у Горшенёва возникла идея собрать под одним деревом сказочных персонажей из песен. В текст попали Лесник, Король и Шут, Гномы, Тролль. «Никто и никакой» —это ранее неиспользованная заготовка из тетрадок Князева, которые Горшок использовал, пока Андрей служил в армии. «Российский князь — колдун Василий» — этого персонажа придумал Александр Балунов (гитарист, потом басист).
Так из разных персонажей, заготовок и идей Михаил сделал свой первый текст для «Короля и Шута». Песня «Собрание» вошла во второй официальный альбом группы, он вышел сначала под названием «Король и Шут», позже переиздан как «Будь как дома, путник».
Пивной череп
Вошла в альбом «Как в старой сказке» (2001). На концертах не исполнялась.
Хозяин леса
Во время работы над альбомом «Бунт на корабле» (2004) между Горшком и Князем начались конфликты. Сначала Горшенёв хотел, чтобы на альбоме были только его музыка, с чем Князев не был согласен. Потом Михаил решил доказать, что сам может писать тексты, и сочинил для альбома «Северный флот», «Звонок» и «Хозяина леса».
Андрей посчитал, что эти тексты — на уровне детей младшего школьного возраста, и их надо переделывать. Но успел переделать лишь «Хозяина леса», оставив от первоначального варианта Горшенёва идею и первые строчки. Михаил согласился, что так лучше. На этой песне указано совместное авторство.
Звонок
Этот текст Горшенёв написал сам, но без влияния Князева не обошлось. Потому что сюжет был взят из рассказа Андрея «Альфред Копысов».
Северный флот
Считается первой песней «Короля и Шута» на историческую тематику. Посвящена дружине князя Олега. Великий Рим в песне — это Царьград.
А.М.Т.V.
Расшифровывается как «Американское MTV». Написана на основе впечатлений от просмотра телевизора. В стилистику традиционных песен «Король и Шут» не совсем вписывается. Вошла в альбом «Тень клоуна» (2008).
Мадам Жоржетт
Альбом «Театр Демона» (2010) пронизан предреволюционными настроениями, особенно это касается композиции «Мадам Жоржетт». Идея этой песни возникла из строчки «трёх анархистов вели на расстрел» (потом заменили на «офицеров»). В образе танцовщицы-провокаторши мадам Жоржетт, сдавшей героев в полицию, Горшенёв проводил аналогии с таким историческим персонажем, как Мата Хари. А печальный дух песни — отсылка к Вертинскому.
Текст начал писать Князь, но написал только первый куплет, доделывал сам Горшок.
Король вечного сна
Истоки песни «Король вечного сна» — из детства Михаила, когда он жил на Дальнем Востоке и неоднократно замерзал в лесу. Он говорил:
Весь этот страх и ужас от замерзания снимется с помощью глубокого сна. Ты засыпаешь и не думаешь о том, что можешь уснуть навеки. Сначала как-то борешься, а потом поддаешься этой сладкой истоме. Так у меня возникло сравнение с греческим богом Морфеем.
Защитники
С песней «Защитники» у автора статьи когда-то возникли любопытные ассоциации, не имеющие отношения к её реальному смыслу. Как известно, она завершает альбом «Театр Демона». И, как уже выше было написано, альбом пронизан предреволюционными настроениями. В особенной степени на это влияет оформление обложки и вкладыша, где на каждого из участников группы составлено придуманное досье в стиле того времени. Например, про Михаила: «Анархист-коммунист… Пил с Нестором Махно».
Так вот, исходя из настроения альбома, у меня появились ассоциации о том, что завершающая песня — о революции! Всё, что происходило, например, в «Мадам Жоржетт» или «Бунтаре», завершается революцией. На это меня натолкнула строчка «образ красного всадника», а также «огненная кровь», «будет гроза»…
Но это только фантазии. На самом деле песня задумывалась как легенда о мифических персонажах — богах-защитниках.
Любые боги – будь они даже со звериными головами – всегда имели какой-то человеческий образ. При этом языческие боги всегда связывались со стихиями – именно такими я и изобразил их в «Защитниках».
Этот альбом стал последним, записанным совместно с Князем. Андрей покинул коллектив.
Горшенёв остался без текстов. По воспоминаниям Балунова, ещё с 2004 года, когда начались разногласия с Князевым, Михаил пробовал использовать для своих песен произведения Лавкрафта, По, Гумилёва. Но с многословными и многозначительными текстами он стал самому себе напоминать БГ. Рассматривал даже варианты фанатских стихов…
Лучше всего к его музыке подходили слова Князева…
И на вопрос, сколько текстов написал Михаил Горшенёв для «Король и Шут», можно ответить, что их — всего девять. Семь текстов написано самостоятельно, два — совместно с Князевым.
Следующим альбомом стал «ТОDD» — песни, которые Михаил писал для зонг-оперы (совместно с братом Алексеем). Тут стихи писали профессионалы — знаменитые детские поэты Андрей Усачёв и Михаил Бартенев.
Это была последняя работа группы «Король и Шут». Что ещё придумал бы Горшок — мы уже не узнаем. 19 июля 2013 года его не стало…
Источник цитат Михаила Горшенёва
Читайте также:
Каждый должен делать то, что хорошо у него получается, в команде нужно это понимать и чтить. Если проявлять «инициативу», лезть куда не просят — начинаются разногласия. Можно лишь подать идею, ведь велосипед уже придуман, отлажен и прекрасно работает. В противном случае отсюда скандалы, разлад коллектива и, возможно, распад.
Великолепный и неподражаемый фронтмен группы! Михаил — настоящий артист! Я была на концерте группы, тогда Он открылся для меня с другой стороны. Какую музыку он писал! Тексты это, конечно, хорошо, но без музыки это не Король и шут. Да, Князь много вложил, но не стоит преувеличивать заслуги одного и приуменьшать значимость и величину другого. Не понравился общий тон статьи.
В смысле механизм отлажен и прекрасно работает? Вы о чем? КиШ это не коммерческий проект, творческие ребята развивались и росли! Князь мечтал о сольной проекте, Михаил тоже любил более жесткую панк музыки — он не любил Акустический альбом. Все произошло так как должно быть. Каждый пошел тем путем который ему интересен.
Прошло 10 лет. Князь поет. Есть свой слушатель, но того, что было, когда был «КиШ», нет и не будет.
Сходите на «Северный Флот». 2 солист группы «Король и Шут» с 2011 года Александр Ренегат очень неплохо исполняет песни «КиШ». Да-это не Михаил, но вспомните былое!
Мне кажется, что они друг друга дополняли и мы получили оригинальное творчество, которое пережило авторов. После Горшка что Северный флот, что Княzz в сумме не равны КиШу. Амбиции иметь хорошо, но еще важно уметь договариваться, а с этим у ребят было не очень.
Замечательная группа, символ моих школьных и студенческих лет. Безумно рад что смог однажды попасть на концерт КиШа. Смысл некоторых песен раскрывается несколько глубже с жизненным опытом. Что касается авторства, это юридически важно кто написал тексты и музыку, а в процессе — все это так или иначе общее творчество, результат общего труда группы, настроения участников, их общения и взаимоотношений.
Князь писал как раз таки на уровне школьников и подростков, а тексты Михаила гораздо глубже и интереснее. Ну, а про музыку вообще нет смысла рассуждать, музыка Андрея настолько примитивная.. Горшок в музыке был просто ас!
Ну, а Тодд -это высший пилотаж!