Художник всегда творит с пустого места, из ничего, работает только его фантазия. Именно от него зависит изобразительный ряд всего фильма. Но, к сожалению, в кино по именам знают только режиссеров и все удачи приписывают им одним. А ведь без художника мультипликации нет и не может быть.
Эти золотые слова Анатолий Савченко сказал в интервью, которое у него взял Сергей Капков двадцать лет назад, к восьмидесятилетию художника.
Сегодня — сто лет со дня рождения Анатолия Савченко. Мимо этого события пройти нельзя! Ведь это был не просто замечательный художник, плодотворно работавший и в мультипликации, и в книжной иллюстрации, но и очень хороший человек — никто никогда не сказал о нём плохого слова, все вспоминают его исключительно с теплотой!
Яркие и добрые персонажи, нарисованные чудесным мастером, вам точно хорошо известны! Даже если у Вас, или Ваших детей или внуков никогда не было книжек с иллюстрациями Савченко, Вы, конечно, видели Карлсона, Вовку в тридевятом царстве, Щелкунчика, Кешу… И без кисти мастера они были бы совсем другими.
Изобразительное искусство стало судьбой
Анатолий Савченко никогда не учился рисовать. Не занимался в художественной школе или кружке по рисованию. Но рисовал с самого детства — душа просила!
Возможно, это обусловлено генетически — отец Анатолия работал также всегда рисовал, и даже копировал картины. Но это было лишь хобби — работал он фармацевтом. Зато сын решил посвятить искусству всю жизнь. И не просто рисованию, а мультипликации — увидев в детстве мультфильмы, юный Толик навсегда влюбился в движущиеся картинки.
Но осуществить планы помешала война. В 1942 году фашисты заняли Новочеркасск, где жила семья Савченко. Анатолий в то время уже служил в Красной Армии, в пехоте… Воевал на Кавказе, был ранен в ногу, попадал в плен… И даже после Победы не сразу смог оставить армию — демобилизовали его лишь в 1947 году. Только тогда будущей легенде анимации удалось сделать первый шаг к своей мечте — приехать в Москву и поступить на художественный факультет ВГИКа.
Герои мультфильмов должны быть обязательно добрыми
Настоящая профессиональная жизнь Анатолия Савченко началась в 1953 году. Мэтр мультипликации Иван Иванов-Вано, который руководил мастерской, где учился Савченко, пригласил ученика работать художником-постановщиком в мультфильм «Лесной концерт».
Далее были «Мойдодыр» того же Иванова-Вано и «Необыкновенный матч» Пащенко и Дежкина. А потом, начиная с «Приключений Мурзилки», Савченко нашёл «своего» режиссёра — Бориса Степанцева. Их сотрудничество длилось четверть века, их фильмы были разными по тематике и по стилю, и среди них немало настоящих жемчужин советской анимации.
Савченко вспоминал:
Боря постоянно звал меня на свои фильмы, я ему как-то шутя говорю: «Ну что ты все время меня зовёшь? Возьми уже кого-нибудь другого, поэкспериментируй, ты же любишь это дело». А он мне ответил: «Нет, другого не хочу, у тебя персонажи добрые». А я действительно своих персонажей всегда старался делать смешными, теплыми и, самое главное, добрыми. Герои мультфильмов должны быть обязательно добрыми.
И тут не поспоришь!
Стиль Савченко
Не каждому замечательному художнику удаётся найти свой собственный узнаваемый почерк. У Савченко — получилось. Хоть и не сразу — его ранние мультфильмы, хоть и прекрасны, но их изобразительное решение не сильно отличалось от других работ того времени. Поначалу он подражал Анатолию Сазонову, которого очень уважал и считал своим главным учителем. А первым мультфильмом, в котором проявилась его индивидуальная стилистика, стал «Петух и краски» (1964).
Почерк Савченко — это, во-первых, яркие, добрые и смешные персонажи. А во-вторых, уникальный второй план — прекрасные фоны, которые можно изучать отдельно. Причём нарисованы они совсем в другой манере, нежели персонажи, находящиеся на первом плане, и за счёт этого контраста общая картинка становится ещё более интересной!
Вскоре появились всеми любимые шедевры советской мультипликации, созданные в тандеме режиссёра Степанцева и художника Савченко — «Вовка в тридевятом царстве» и два фильма о Карлсоне. Это окончательно укрепило их авторитет на «Союзмультфильме». Эдуард Назаров вспоминал:
Фильм «Вовка в тридевятом царстве» в свое время нанес оглушительный художественный удар по студии. Анатолию Савченко начали подражать, как в свое время пол-Европы стали рисовать под Прийта Пярна, а у нас – ставить под Юрия Норштейна. Но безуспешно. Таких, как Савченко, больше не было и нет. И на экране, и в книгах его персонажей ни с кем не спутаешь, они всегда острые, характерные. И «цветоводом» он был необыкновенным. Помните быстро проскакивающие тона в «Малыше и Карлсоне»? Если их остановить и разглядеть – это ж красота небесная! Господа импрессионисты могли бы потесниться.
Савченко любил делать весёлые мультфильмы, чего не скажешь о Степанцеве — талантливого режиссёра тянуло на эксперименты с формой и содержанием. Поэтому он отказался от «зубоскальства» (по его же словам) и даже не стал снимать запланированную третью часть «Карлсона». Степанцев стал создавать такие мультфильмы, как «Окно» с музыкой Прокофьева, «Песня о Соколе» с музыкой Скрябина (в этой работе Савченко освоил технику живописи по стеклу), «Скрипка пионера» на тему войны, «Щелкунчик» с музыкой Чайковского и уникальными комбинированными съёмками (операторский приём «прожог», более никем не повторённый), анимационно-игровая «Ассоль». Из этого ряда популярен был только «Щелкунчик» — несмотря на отсутствие слов, он прекрасно воспринимается в любом возрасте и заслуженно считается классикой. Визуальные образы Щелкунчика и Мышиного Короля стали для большинства зрителей каноничными (как и Карлсон с Малышом).
После ухода Бориса Степанцева из жизни Анатолий Савченко работал с другими режиссёрами — Александром Караваевым и Александром Давыдовым. Именно тогда появился новый абсолютный хит — «Возвращение блудного попугая» (три выпуска с 1984 по 1988 год).
Савченко вновь был в своей любимой стихии доброго и весёлого мультфильма. С великолепными, яркими характерными персонажами — эксцентричный Кеша, вальяжный Кот, кокетливая Ворона и другие. И конечно же, с фирменными савченковскими фонами.
Между выпусками «Возвращения блудного попугая» вышел ещё один отличный мультфильм — «Дереза» (новая версия народной сказки). А в 1990 году великий художник-мультипликатор ушёл с «Союзмультфильма» на пенсию и сконцентрировался на книжках. Позже, в начале 21 века он ненадолго вернётся к мультфильмам — примет участие в создании «Новых приключенияй попугая Кеши»…
Савченко и книжная иллюстрация
Иллюстрировать книжки Савченко начал параллельно с работой в анимации. Причина банальная — деньги, зарплата мультипликатора не была высокой. Знакомые посоветовали художнику предложить свои услуги издательству, и он так и сделал. Сначала дали одну книжку, потом другую, третью…
Оказалось, что в работе иллюстратора есть огромное преимущество по сравнению с мультфильмами. Анатолий Михайлович объяснял:
В мультипликации ведь как? Я что-то нарисую, отдаю прорисовщикам, аниматорам. А том еще десять художников, и каждый рисует на свой лад. Ругать их смысла не имеет, да я и не ругал-то почти никогда – у каждого свой потолок. А я же не могу за всеми перерисовывать! Вот и получаются искажения, рисунок ползет, становится хуже. А в иллюстрации я сам себе – царь и бог, ни от кого не завишу. Что нарисую – то и будет.
Добрые, весёлые книжные персонажи Савченко часто похожи на его мультгероев. Например, кошка из стихотворения Орлова «Хрюшка обижается» — явно родственница кота из «Возвращения блудного попугая»!
В основном Савченко иллюстрировал стихи и сказки для самых маленьких. И, конечно, книжки по тем мультфильмам, в которых он был художником-постановщиком.
Диафильмы
Нельзя не упомянуть ещё одну сферу, в которой трудился художник Анатолий Савченко — диафильмы! Они, по сути, являются переходной формой между мультиком и книжкой — как мультик, проецируются на экран и как книжка, читаются.
В работе над диафильмами у Савченко был постоянный партнёр — режиссёр Борис Степанцев, также подрабатывавший художником-иллюстратором. Не знаю, как они делили обязанности, но стиль рисунка у них схожий — эту манеру они, наверное, выработали вместе, в процессе создания мультиков…
Кстати, в диафильмах они таки перенесли на плёнку всю трилогию Линдгрен про Карлсона — в отличие от мультфильмов. Так что в диафильме «Карлсон опять проказничает» мы можем хотя бы приблизительно понять, как мог выглядеть этот мультик, и каким был бы дядя Юлиус… Мне кажется, его мог бы озвучить Ростислав Плятт, что-то есть схожее в образе — тем более, что с Раневской они часто вместе работали…
Особый интерес представляют диафильмы Савченко и Степанцева, нарисованные по сказкам Успенского, которые мы привыкли видеть совсем другими. Вот такими у них были «Дядя Фёдор, пёс и кот» — тогда ещё не было ни одной экранизации этой истории.
Был ещё диафильм по Успенскому «Бобик — охотничий пёс», про пса, который из неудачливого охотника переквалифицировался в фотографы. Большая часть приключений Бобика перешла в историю Шарика из Простоквашино.
Степанцев иллюстрировал и «Крокодила Гену» — диафильм вышел одновременно с мультиком, и Чебурашка был совсем другой. А позже, уже вместе с Савченко они нарисовали диафильм «Старуха Шапокляк».
Уникальный метод Савченко
Клавдия Васильевна, вдова Анатолия Михайловича, однажды рассказала о том, как создавал свои работы её супруг.
Персонажи придумывались очень долго: прежде чем найти нужный образ, он выкидывал не одну корзину бумаги. Эти промежуточные рисунки никто никогда не видел. Он показывал их мне только когда герой был полностью готов. У Толи была своя очень интересная технология цветных оригиналов. Когда я разбирала коробки, нашла очень много свечей. Он их варил, накладывал воск на бумагу, а потом иголкой процарапывал фактуру, причем уже с учетом будущего рисунка.
К работе над мультфильмами,диафильмами, книжками Анатолий Михайлович относился одинаково ответственно, проделывая с каждым рисунком сложные манипуляции! «Так интереснее, объем проявляется, глубина проступает» — говорил мастер…
P.S.
Напоследок не могу пройти мимо одной цитаты Анатолия Михайловича, с которой нельзя не согласиться. Журналист Вадим Нестеров спросил его о заимствованиях из диснеевской анимации.
У Диснея мы действительно брали, особенно после войны это так. У нас тогда мультипликация очень слабая была. Но что брали? Технику! Технику движений, раскадровку и т.п. Но это профессиональные умения, это не творчество. А вот с точки зрения творчества мы с ними, я считаю, на равных все-таки были. А по части образности – и обошли в итоге, пожалуй. У диснеевцев же все-таки очень много штампованных образов, прыгающих из одной сцены в другую, из одного фильма – в следующий. А у нас каждый образ был – свой. Единственный. Индивидуальный. Уникальный, можно сказать. И все в песок ушло!
Анатолия Михайловича не стало 18 июня 2011 года. Светлая память!