«Русская Венера» Кустодиева: натурщицы, тайна веника и другие истории о шедевре

Русская Венера

В 1926 году, 95 лет назад была закончена «Русская Венера» — один из главных шедевров великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева. Более того, многие критики считают, что она «стала одним из лучших достижений русского портретного искусства».

Русская Венера

В этой публикации я хочу рассказать о том, как создавалось это полотно, о мифах, связанных с ним, и в конце поделюсь своими детскими эмоциями, которые когда-то вызвала у меня «Русская Венера».

Идея «Русской Венеры»

Началась работа над полотном в 1925 году. К этому времени Борис Михайлович уже чувствовал, что жить ему осталось недолго. Около пятнадцати лет он прикован к инвалидному креслу из-за болезни позвоночника, и в последние годы ему становилось всё хуже и хуже. Удивительно, как недвижимый и страдающий от боли художник создавал такие позитивные работы с весёлыми ярмарками, с буйством красок и жизнерадостными купчихами, пышущими здоровьем.

«Русская Венера» стала последней крупной работой Кустодиева, и, возможно, самой значительной.

Замысел был таков: создать свою Венеру, но не мифическую, а вполне реальную, русскую. Именно поэтому она изображена в бане: там нагота вполне осмысленна и естественна.

С одной стороны — Русская Венера, с другой — семейное чаепитие

Идея была, а вот такого большого холста найти не удалось — времена были сложные. Поэтому «Венеру» Кустодиев писал на обратной стороне полотна «На террасе», которое было создано ещё в 1906 году и изображало совместное чаепитие всей семьи художника.

На террасе
«На террасе» (1906)

И как раз именно семья и помогала Борису Михайловичу спустя двадцать лет создавать «Венеру».
Помощь жены подробно описывать смысла нет: за годы болезни она помогала мужу-инвалиду во всём, без неё ничего бы не было. Сын Кирилл, на тот момент уже окончивший Академию художеств, грунтовал холст, крепил его к раме, взбивал пену для изображения мыльных пузырей… И самым главным было участие дочери Ирины.

Семья Кустодиеывх
Семья Кустодиевых: сын Кирилл, супруга Юлия Евстафьевна, Борис Михайлович, дочь Ирина. Примерно 1923 год

Натурщица для Венеры — родная дочь?

Тип «кустодиевской» женщины подразумевает пышные формы. Кстати, героиня «Венеры» ещё относительно стройная, если сравнить её, например, с «Красавицей», написанной Кустодиевым в 1915 году.
Супруга художника, Юлия Евстафьевна, пышными формами не обладала, имея от природы худощавую фигуру. Кустодиев писал её портреты, но натурщицей для его любимых дородных героинь она быть не могла.

Юлия Кустодиева
Портрет Юлии Кустодиевой (Прошинской). 1903

А вот у дочери Ирины была совсем другая стать. Адель Алексеева в книге «Солнце в морозный день», посвящённой Кустодиеву, писала:

Его Ирина уродилась как по заказу — голубоглазая, русоволосая, румяная. В шутку он называл ее «Путя», «Путя Путяшкина». И говорил: «Так повезло еще, вероятно, лишь Тициану. Тициан много раз писал свою дочь Лавинию, ибо это был любимый тип его женщины — светлокожая, рыжеватая, пышная».

Портрет И.Б.Кустодиевой (1919)

Натурщицей для отца Ирина стала буквально с рождения — Кустодиев через несколько часов после родов сразу начал делать наброски. И с тех пор многократно писал портреты Ирины, изображая разные периоды жизни растущей дочери.

Дочь Кустодиева
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой (1907)

Судя по книге Алексеевой, для «Венеры» позировала именно дочь. Так что по иронии судьбы на двойной картине — два изображения Ирины в разные периоды жизни. С одной стороны «На террасе» — маленькая девочка. С другой стороны «Русская Венера» — уже совсем взрослая девушка.

После «Венеры» Борис Михайлович успел сделать ещё один портрет дочери, в синем платье, и это последнее из известных её изображений.

Ирина Кустодиева
Портрет И.Б.Кустодиевой (1926)

Но рыжая купальщица на картине не была точной копией Ирины, образ получался собирательный. Например, черты лица — уже не её.

Из книги А.Алексеевой:

Лицо Ирины с ее милой строптивостью не годилось для русской Венеры. Надо было придать ему простодушие, непритязательность. Значит, писать надо не с натуры, а «из головы», вызвав к жизни лица других женщин.

Натурщица — поэтесса?

В некоторых источниках информация о натурщице для «Русской Венеры» — совсем другая, что позировала Елена Григорьевна Николаева (в замужестве Михайлова, 1903-1986), профессиональная натурщица (ещё и поэтесса), в 20-30-е годы работавшая в Академии Художеств. Другая известная работа, писавшаяся с неё — «Женщина с гитарой» Владимира Лебедева.

Лебедев - Женщина с гитарой (1930)
В.Лебедев. «Женщина с гитарой» (1930)

Как видно по картине, между «Женщиной с гитарой» и «Русской Венерой» практически ничего общего, не очень похоже, чтобы у них была одна натурщица… В сети есть несколько фотографий Николаевой. На снимке в молодости она больше похожа на героиню Лебедева, чем Кустодиева.

Елена Николаева
Елена Николаева (Михайлова)

А вот на фотографии, сделанной в зрелости, лицо Елены всё же имеет сходство с «Русской Венерой». Похоже, что информация о её участии в шедевре Кустодиева — небеспочвенна.

Елена Николаева (Михайлова)

Художница Галина Шулепина, общавшаяся с Михайловой, писала в своём дневнике (источник):

Борис Михайлович дал ей денег на поездку на юг, на море, чтобы она отдохнула и «вошла в тело», как он выразился. Но когда она вернулась с юга загорелой, то Борис Михайлович очень расстроился — с такой тёмной кожей и белыми полосами от купальника нельзя было писать «Русскую Венеру». И всё же Кустодиев дождался, когда сойдёт загар, писал её, так как она была терпеливая, подходила ростом и фигурой.

Учитывая, что это всё со слов уже немолодой Михайловой, которые, в свою очередь, воспроизвела Шулепина, то это вряд ли стопроцентная истина. К тому же сомнительно, чтобы художник, у которого на тот момент даже не было холста большого размера, давал деньги натурщице на поездку к югу…

Наиболее правдоподобна версия, описанная в книге А.Кудри «Кустодиев».

Прежде чем браться за краски, Борис Михайлович, как обычно, сделал предварительный рисунок с натуры. Для «Русской Венеры» позировала, по воспоминаниям Кирилла Борисовича, девушка лет двадцати трех, пышная, с хорошей фигурой. Когда же настала пора писать маслом, позировать пришлось любимой натурщице Кустодиева — дочери Ирине.

Наиболее вероятно, что позировала всё же Ирина. А вот черты лица, возможно, взяты от Елены… А кого имел в виду Кирилл, когда рассказывал о пышной девушке с хорошей фигурой для эскиза, Елену или нет — уже, наверное, и не узнать…
Во всяком случае, похожа Венера больше всего именно на Ирину…

«Русская Венера» Кустодиева — другие варианты

Кроме основной картины, есть ещё варианты «Русской Венеры», выполненные Кустодиевым. Один из них — в Третьяковской галерее. Об этом я узнал из этого источника.

Конечно, ни в какое сравнение с главным полотном эти варианты не идут. Выглядят как черновики.

Русская Венера - другие варианты

Двойная картина — доступна для посетителей

Главная картина «Русская Венера» находится в Нижегородском государственном художественном музее. Однажды музей был затоплен, и полотно пострадало. Восстановил картину Павел Иванович Баранов, реставратор высшей категории ВХНРЦ имени академика Игоря Эммануиловича Грабаря. При реставрации использовался механический метод, а также растворители. Был изготовлен новый, стеклянный подрамник, причём установили его перпендикулярно стене. Благодаря этому посетители музея могут увидеть обе работы Кустодиева — и «На террасе», и «Русскую Венеру».

Русская Венера в музее
Нижегородский государственный художественный музей Источник фото

Веник и интимное место

Реставрация породила мифы о картине. Дело в том, что при обследовании полотна применяли рентгеновские лучи, и с их помощью установили: оказывается, веник, которым Венера прикрывает интимное место (кстати, прикрывает не полностью) нарисован позже, чем вся картина.

В связи с этим в сети писали, что Кустодиев целый год думал, прикрывать героине полотна лобок, или нет. И что жена настояла на том, что прикрыть — надо. И художник смирился.

Но версия эта, скорее всего, миф. Во-первых, на «Красавице», другой знаменитой картине Кустодиева, написанной на десять лет раньше, никого это место не смущало (правда, растительность там не была прорисована). А во-вторых, если веник не планировался, то положение правой руки Венеры выглядело бы очень странно.

Но в книге Алексеевой, которую мы уже не раз вспоминали, есть несколько строчек, которые полностью проясняют историю дорисованного веника.

Долго не могли раздобыть веник. Ирина позировала, держа вместо веника линейку. Наконец, к всеобщей радости, достали веник из березовых веток, и художник в один час написал его на готовой уже картине.

Вот и всё, самое логичное объяснение, и никакой конспирологии с цензурой от жены.

«Русская Венера» и её влияние

За прошедшие 95 лет «Русская Венера» не потеряла своей популярности. Её почти все знают, и она вдохновляет множество других художников, создающих свои варианты. И это не только копии картины, она изображается и в более оригинальных изделиях. Например, вот такие изразцы (https://vesta-ceramica.ru/)

Русская Венера - изразцы
Источник фото

Нашёл в сети даже брошь «Русская Венера»! Это, конечно, совсем уж пародийно выглядит…

Русская Венера - брошь
Источник

Но вдохновляла она не только художников, но и поэтов! Существует целый ряд стихов, посвящённых «Русской Венере». Вот один из них, автор Галина Журба:

Об «на» жена — обнажена,
А «на» наполнено соблазном,
Непревзойдённостью опасно:
Округлость, свет и белизна.

Струится золото волос
В изгибе шеи — смыслом млечным
И мягко обнимает плечи,
Дородность подчеркнув и рост…

Улыбка ясная легка,
Ушат с водой, мочало с мылом,
Здоровье, молодость и сила,
Взлетает лебедем рука…

Клубится пар до потолка,
И, Афродитою из пены,
Явление её сквозь стены
Российской баньки — на века!

А это — Татьяна Юницкая

О, эта русская душа,
Непостижимая умами, –
Лишь только сердцем, не спеша,
Восторга влажными глазами, –

Когда художник и поэт,
Играя красками-словами,
Напишет дочери портрет
С распущенными волосами:

Роскошна русая коса, –
Исконно девичье богатство, –
Горит, как золото, краса,
Как шёлк неистовых вибраций!

Клубится пена, пар стоит:
– Чем не Венера в русской бане?!..
Стыдливость – красоты магнит…
А за окном – несутся сани.

Личное знакомство с «Русской Венерой» в журнале «Крестьянка»

Я познакомился с «Русской Венерой» в раннем детстве — благодаря журналу «Крестьянка», опубликовавшему цветную репродукцию картины на целую страницу. Журнал я откопал, когда был у бабушки. В «Крестьянке», и «Работнице», которых в советское время выписывали почти все родственники, юного читателя интересовали в основном детские и музыкальные странички. Но привлекали и репродукции шедевров живописи, публиковавшиеся почти в каждом номере. Именно оттуда я и узнавал имена некоторых знаменитых художников. В том числе и Бориса Кустодиева.
Кто-то может сказать, что интерес ребёнка вызвало то, что на картине изображена голая тётя. Этот момент, безусловно, присутствовал, чего греха таить. Но был далеко не единственным.

Действительно, в первую очередь привлекала внимание пышная обнажённая дама, распустившая свои великолепные рыжие волосы, улыбающаяся тому, кто смотрит на полотно. Находящаяся вроде бы одна в бане, но стыдливо прикрывающая интимное место веником.

Немного отойдя от темы скажу, что политика редакции советских журналов 80-х была верной: ничего нет зазорного в соседстве репродукций великих картин с присутствием обнажённой натуры и детскими страничками. Ничего страшного, если работы Ренуара или Рубенса посмотрит ребёнок. Никто не ставил тогда на таких изданиях «18+», и я в своей статье тоже не буду этого делать.

Вернёмся к картине. Помимо главной героини, всё, что её окружало на полотне, создавало какую-то необъяснимую волшебную ауру. Контраст светлого тела девушки с тёмными бревёнчатыми стенами, мыльная пена на полке, клубы пара, и особенно зимний городок за окном — прекрасная атмосфера, соединяющая реальность и сказку. Всем этим и привлекла «Русская Венера» малолетнего ценителя. И запомнилась на всю жизнь.

Заключение

Вот и подошла к концу эта длинная статья… Я предпринял попытку объединить, всё, что думаю и знаю о прекрасной картине Бориса Кустодиева «Русская Венера».
Спасибо всем, кто дочитал до конца!

Анатолий Иванов

P.S.

Эта статья была написана в 2021 году. Сейчас на дворе 2023 год, и я возвращаюсь к старой публикации, чтобы добавить любопытное дополнение. Недавно художница Анжела Джерих (к её циклу «Ёжики советского кино» мы уже обращались) опубликовала свою новую работу. Называется она «У берегов санатория «Кустодиев», и здесь Джерих объединила нескольких героинь (а также героев) Кустодиева. Две купчихи едят арбуз прямо в воде (на оригинальных картинах они пили чай, но арбуз там всё же присутствовал). Есть купчиха с шалью, только в оригинале шаль была поверх платья, а здесь — поверх купальника. А в руке вместо зеркала — тоже кусок арбуза. «Булочник» несёт кукурузу.
Есть героиня полотна «Красавица». И есть «Русская Венера»! Без веника!
Пожалуй, «Купальщицы» не хватает…

Источник: официальная страничка Анжелы Джерих

9 комментариев к “«Русская Венера» Кустодиева: натурщицы, тайна веника и другие истории о шедевре”

  1. Людмила

    Поправьте в статье неточность-«реставрировал ее Павел Барабанов»-пишите вы.На самом деле реставрировал ее Павел Иванович Баранов,реставратор высшей категории ВХНРЦ имени академика Игоря Эммануиловича Грабаря.

    1. Сергей

      К сожалению, следы потопа очень заметны! Вертикальные потеки очень напоминающие полошение струйного принтера. Но заметны они только со стороны «Венеры»

      1. Спасибо за информацию, своими глазами не видел… Жаль, если следы так заметны!

  2. Меня вот зовут Венера, на самом деле. Мне тоже нравится подобное искусство. Иногда фотографируюсь в похожих образах. Мечтаю что меня изобразит какой нибудь художник в таком образе красивой и соблазнмтельной :))

    1. Венера, спасибо Вам за комментарий!
      Интересно было бы взглянуть на Ваши фотографии в похожих образах :)))

  3. Людмила

    Разрешите сделать еще одно уточнение: правильное название музея — не городской, а художественный. НГХМ — Нижегородский государственный художественный музей.
    Люблю эту картину, еще помню времена, когда она висела на стене и «На террасе» была не видна.

  4. Спасибо за статью. В Нижегородском художественном музее несколько превосходных работ Кустодиева. Русская Венера, конечно, главный шедевр музея.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©