То, что героев Вицина, Никулина и Моргунова в легендарных комедиях Леонида Гайдая зовут Трус, Балбес и Бывалый, можно узнать только по титрам. Потому что ни в одном из фильмов этих героев ни разу не называли этими прозвищами. Единственное произведение, где они звучат, это «Происшествие в стране Мульти-Пульти», последняя совместная работа троицы. Но это уже не кино.
А уж имена персонажей тем более неизвестны, так как вообще нигде не фигурировали.
А вот в литературном оригинале самой первой комедии с троицей имена у героев как раз были. Но прозвища отсутствовали. Фильм «Пёс Барбос и необычный кросс», в котором впервые появилась легендарная тройка Трус-Балбес-Бывалый, основан на фельетоне украинского писателя Степана Олейника. И героев там звали: два Николы и один Гаврила. Подробнее об этом — в статье «Украинские корни Труса, Балбеса и Бывалого».
Но почему же герои фильма Леонида Гайдая носят не имена, а прозвища?
Этому есть объяснение. Давайте разберём каждый образ по комментариям, которые давал по этому поводу сам Гайдай, и каких актёров рассматривал на эти роли.
На основе незамысловатого фельетона в стихах режиссёр задумал сделать комедию без слов. В духе старого, немого кино, с его комедийными приёмами. И героями должны быть не какие-то конкретные люди с именами, а запоминающиеся образы-маски, каждый со своим характером.
Бывалый — опытный предводитель
Леонид Гайдай (комментарии режиссёра приводятся по книге Льва Лайнера «Весёлая троица»):
В фельетоне Степана Олейника три героя. Он пишет: «двух Никол Гаврила вел» Следовательно, один уже есть — это Гаврила, предводитель, опытный, матёрый — бывалый, одним словом.
Так был придуман Бывалый, первый в компании. А вот актёр на его роль был найден последним. Сначала предполагалось, что опытный предводитель должен быть пожилым. И рассматривались кандидатуры звёзд советского экрана — Игоря Ильинского, Михаила Жарова, Ивана Любезнова. Но Ильинский отказался, сославшись на занятость, а остальные не очень хотели сниматься в короткометражке, где надо много бегать. В успех «Пса Барбоса» никто не верил…
Тогда стали искать актёра помоложе. «Требуется крупный, массивный актер, вроде Бориса Андреева» — так говорил Гайдай своему однокурснику Ивану Фролову, который позже напишет книгу о нём («В лучах эксцентрики»). Фролов предлагал попробовать Станислава Чекана, но режиссёр посчитал, что тот не подойдёт для «ансамбля», в котором уже есть Вицин и Никулин. Позже Чекан снимется в фильмах Гайдая «Бриллиантовая рука» и «Инкогнито из Петербурга».
Евгения Моргунова предложил знаменитый режиссёр Иван Пырьев, на тот момент — художественный руководитель «Экспериментальной мастерской комедийного фильма», под маркой которой выходил «Пёс Барбос и необычный кросс». Моргунов до этого снимался в фильмах Пырьева «В шесть часов вечера после войны» (артиллерист, в титрах его нет) и «Белые ночи» (стражник). И даже у Гайдая он тоже снимался — в самой первой комедии Леонида Иовича, «Жених с того света» (1958). Он играл эпизодическую роль нищего, имеющего собственный автомобиль. К сожалению, по приказу министра культуры фильм был жёстко порезан и превращён в короткометражку. Роль Моргунова была вырезана, и никаких кадров не осталось. Зато всё получилось с Бывалым — Моргунов настолько блестяще вписался в эту роль, что продолжал её играть и в жизни…
Трус — кто-то должен бояться
Вернёмся к словам самого Гайдая.
Дальше — Николы. Мне не хотелось, чтобы они были похожи: они должны быть разными. Это создавало большие возможности. Очевидно, один боится — без этого нет преступления. Значит, это трус.
На роль Труса пробовались (согласно интервью Никулина журналу «Экран — детям», №4, 1989), четыре человека. Но эти пробы, скорее всего, были «для галочки». Потому что режиссёр точно знал: в этом образе будет Георгий Вицин. Он играл в «Женихе с того света» Фикусова, одну из главных ролей. Гайдай любил с ним работать — за почти тридцать лет Вицин снялся в десяти гайдаевских фильмах.
Балбес — за компанию
Остался третий персонаж, второй из Никол в фельетоне Олейника. Снова обращаемся к комментариям Гайдая.
Ну а другой, так сказать, за компанию, подручный, черная косточка, в общем, балбес. Конечно, сейчас мне легко об этом говорить — тогда всё это было значительно труднее. Но схема поиска типов была примерно такой…
Известно, что на роль Балбеса рассматривались кандидатуры Сергея Филиппова и Бориса Новикова. Филиппов тоже снимался в «Женихе с того света», но его роль (управдом), как и роль Моргунова, пошла под нож… Полноценное сотрудничество с Гайдаем начнётся позже — начиная с «12 стульев» и до ухода Филиппова из жизни, режиссёр будет снимать его во всех фильмах без исключений. А вот с Новиковым он так и не поработает.
Юрия Никулина предложил Вицин. Он видел Никулина в цирке, и рассказал Гайдаю, что этот клоун — «вылитый Балбес». После проб режиссёр сказал знаменитую фразу: «Балбеса искать не надо, Никулин — то, что нужно!» И даже график съёмок строился таким образом, чтобы не пострадали цирковые представления Никулина.
Вот так и сложилась тройка Трус-Балбес-Бывалый.
Нашёл свою заветную дорожку Леонид Гайдай, стали суперпопулярными Вицин, Никулин и Моргунов. И началась новая эпоха советской комедии!
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ: