Песня «Медведь» — от пьесы Шварца к внутреннему состоянию Михаила Горшенёва

Медведь и Горшок

«Я жив, покуда я верю в чудо» — эти строчки из песни «Медведь» часто используют во всевозможных постах, посвящённых Михаилу Горшенёву. В некоторой степени этот текст действительно имеет отношение к его внутреннему миру, что подтверждал Андрей Князев как автор слов. А ещё «Медведь» — одна из немногих композиций группы «Король и Шут», которая демонстрирует и вокальный, и композиторский талант Горшенёва. Ведь при такой простой, минималистической аранжировке всё слышно сразу…

Данная статья — об источнике вдохновения, о разных аранжировках, о влиянии на судьбу Михаила, и даже о его сне про медведя. И о присутствии песни в сериале «Король и Шут».

«Охотник», «Хозяин леса» и «Медведь» в одном персонаже

Начнём с последнего. Предыдущая статья сайта была посвящена песне «Воспоминания о былой любви» и её упоминанию в сериале «Король и Шут». «Медведя» и «Воспоминания» объединяет многое — мелодичность, лиричность и популярность в широких слоях населения. И обе высоко ценил отец Михаила Горшенёва, который поначалу не воспринимал всерьёз занятие сына…

Присутствует в сериале и отсылка к «Медведю». В сказочном мире Горшок и Князь встречают странного персонажа, образ которого собран из трёх песен «Король и Шут». Зовут его Себастьян, и это сразу относит нас к песне «Охотник». Поскольку у этого героя есть арбалет, вспоминается «Хозяин леса».

Охотник Себастьян, Хозяин леса и Медведь в одном персонаже. Сериал «Король и Шут»
Кадр из сериала «Король и Шут»

Ну а когда Себастьян говорит о колдуне, который, будучи в нетрезвом состоянии, сделал его человеком — то это, понятное дело, песня «Медведь». И в титрах четвёртой серии звучит именно эта композиция.

Источник вдохновения песни «Медведь» — пьеса «Обыкновенное чудо»

Но настоящий, не сериальный герой песни «Медведь» — не охотник и не оборотень. Просто он превращён в человека. А источником вдохновения для написания текста стала пьеса Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Кстати, в процессе написания пьеса носила название «Медведь», и только когда она была готова, Шварц переименовал её.

Евгений Шварц

Юные поклонники группы, которые стали слушать «Король и Шут» в 2023 (после сериала) или в 2021 году (после «ТикТока»), скорее всего, не знакомы с этой пьесой, завершённой в 1954 году (а создавалась она в течение десяти лет) и двумя её экранизациями. Для них — вкратце о сюжете.

Один из персонажей пьесы, Хозяин — скучающий волшебник. Однажды он превращает молодого медведя в человека. Был ли при этом волшебник пьян — Шварц умалчивает. Но то, что он «весьма упрямый» — точно про него.

Превращённый юноша учится, путешествует по миру. И скучает по родным горам. Даже мёд видеть не может, поскольку этот продукт будит в нём воспоминания… Но это — только предыстория.

Хозяин-Волшебник, Принцесса и Медведь. Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978)
Хозяин-Волшебник, Принцесса и Медведь. Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978)

Хозяин так закрутил своё колдовство, что Медведь может стать человеком, если Принцесса влюбится в него и поцелует. Для этого волшебник организовывает их встречу. Но юноша сам влюбляется в неё, и поэтому боится поцелуя. Герой даже готов свести счёты с жизнью, и предлагает охотнику сразу застрелить его, когда он станет опять медведем.

Больших подробностей рассказывать не буду, лучше прочитать пьесу, а ещё лучше посмотрите фильм. Первая экранизация (1964, режиссёр и исполнитель роли Короля Эраст Гарин) неплоха, но я рекомендую вторую, осуществлённую в 1978 году. Здесь сошлось всё — и прекрасная драматургия Шварца, и сильная режиссура Марка Захарова, и великолепная музыка Геннадия Гладкова. А ещё отличные актёрские работы Александра Абдулова (Медведь), Олега Янковского (Хозяин), Евгении Симоновой (Принцесса), Евгения Леонова (Король) и других.

Особенности аранжировки «Медведя»

Те, кто знаком с дискографией группы «Король и Шут», знают, что у них есть «Акустический альбом». Который не совсем акустический — гитары там звучат в основном электрические. Зато «Медведь», вошедший в альбом «Жаль, нет ружья» (2002) — это самая настоящая акустика. И поэтому песня выделялась не только в альбоме, но и во всём творчестве группы. Из-за этого, скорее всего, Горшенёв и добавил в конце песни «Хой» — дабы напомнить, что они всё-таки панк-рок…

В 2005 году Горшок, Князь, а также Яков Цвиркунов и Александр Леонтьев с акустическими гитарами побывали на «Кухне» (музыкальная рубрика программы «Открытый проект» на ТВЦ). Конечно же, среди песен, сыгранных в акустическом формате не мог не прозвучать «Медведь».

Но такое звучание быстро надоело Михаилу. И в 2007-2009 годах песня исполнялась в совершенно другой аранжировке — тяжёлой.

Впрочем, эта версия не прижилась, и в последние годы «Король и Шут» вернулись к старой — стали включать в концерт небольшой акустический блок из парочки вещей (кроме «Медведя», в блоке обычно исполнялся ещё «Северный флот»).

«Медведь» и внутреннее состояние Горшка

Как текст песни «Медведь» пересекается с внутренним миром Горшенёва? Об этом лучше всех расскажет автор текста Андрей Князев.

Глубокий текст психологического характера, вдохновитель — Шварц. Он в чём-то отражает внутреннее состояние Горшка, но не в том, разумеется, плане, что он был как медведь, а в том, что он с огромным трудом принимал какие-либо мирские законы, по которым жили другие, с которыми с возрастом приходилось считаться. Он хотел оставаться всегда молодым оторвой и угорать от панк-рока. Тем не менее, жизнь навязывала свои правила.

Князь и Горшок. Фотосессия для альбома «Театр демона»

P.S.

В заключительной части статьи хочу вернуться к «Обыкновенному чуду». Есть там такие слова, которые говорит Хозяин:

Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них.

Эти слова точно подходят к судьбе Михаила. Он так и жил, и смерть несколько раз отступала от него. А когда всё же настигла — он обрёк своё бессмертие.

Источник фото

И для самой финальной точки — несерьёзный эпилог о сне Горшка, связанном с медведем. К песне прямого отношения не имеет. Михаил рассказал об этом басисту Александру Балунову  (Балу), а тот поведал его миру в своей книге «Между Купчино и Ржевкой». Кстати, описанный временной период приблизительно подходит ко времени создания песен для альбома «Жаль, нет ружья».

Однажды Горшок рассказал сон. Ходит он по лесу и ищет ягоды. И ягоды точно есть, но он никак не может их найти. Ни одной. Тогда он вздохнул и понял, что придётся идти в пещеру к медведю, чтобы тот ему рассказал, где прячется ягода.
— И чё, — говорю. — Нашёл?
— Медведя? Да.
И заржал.

Видимо, на этом моменте Михаил проснулся.

И здесь мы поставим точку.

Сладкий сон Горшка и Балу. Источник фото

P.P.S. Клип Князя на песню «Медведь»

Точка в этой публикации была поставлена ещё в апреле, но сегодня, 18 августа, Андрей Князев наконец-то выложил свой анимационный 3D-клип на песню «Медведь», приуроченный к юбилею Горшенёва. Чтобы статья о «Медведе» была полной, обязательно стоит добавить сюда этот ролик!

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:

Сколько текстов написал Михаил Горшенёв
«Кукла колдуна». Путь песни

1 комментарий к “Песня «Медведь» — от пьесы Шварца к внутреннему состоянию Михаила Горшенёва”

  1. Анастасия

    Интересно было прочитать! Всё у Горшка сказачно и черно. Спасибо за статью!!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©