Если уж в блоге «Дом под горой» открыта рубрика «Художники, любимые с детства», то в ней не может не появиться статья, посвящённая такому замечательному иллюстратору, как Владимир Любарский. Один из любимейших иллюстраторов!
Маленький фрагмент из воспоминаний автора этого блога. Я ещё не хожу в школу, но уже хорошо читаю, и просто обожаю чудесные книжки с чудесными картинками, которые издавались в то время большими тиражами и стоили совсем недорого. И одной из самых культовых тонких книжек для меня был «Кот Василий» — сборник стихов Алексея Крылова с рисунками Владимира Любарского.
Как же мне нравилась эта книжечка! Стихи очень легко запоминались, а нарисованные персонажи создавали отличное настроение и заряжали позитивом. И кот Василий, и козёл Мефодий, и ёжик в своей уютной норке под пеньком, и шагающий по дороге мешок… И даже герои, которых в тексте не было, но на картинках они присутствуют — котёнок с пишущей машинкой на титульном листе, сова, вяжущая носок на страничке с содержанием, пёсик с листочком на задней обложке… Все они стали родными на всю жизнь.
Книжка с годами потерялась (возможно, при переезде). Но лет двадцать назад я купил точно такую же на рынке возле Южного автовокзала Донецка (тогда там много интересного ретро можно было найти, сейчас этого рынка уже нет). И когда появилась дочь, конечно же, не обошлось без «Кота Василия»!
Гораздо позже я узнал, что эта книжечка с жёлтой обложкой — третья версия, до этого были другие издания, с той же подборкой стихов и в том же порядке. А иллюстрации того же Любарского были совершенно иными. И по этим трём книжкам можно изучать, как менялся с годами стиль художника.
Но об этом — чуть ниже, «Котам Василиям» в этой статье будет посвящена отдельная глава, тем более, что сотрудничество Любарского и Крылова стало судьбоносным…
Первая книжка — в семнадцать лет
Владимир Аронович Любарский — пример того, что можно стать известным и даже легендарным художником, не живя при этом в столице страны или союзной республики. Вся жизнь Любарского прошла в Днепропетровске (за исключением эвакуации в военные годы). Там он жил, работал, и чаще всего именно там печатались книжечки с его рисунками, расходящиеся по всему Союзу.
Родился Владимир Аронович 28 августа 1937 года. Когда юному художнику было всего семнадцать лет, уже вышла первая книжка с его иллюстрациями — «Как лечили петуха». Алексей Крылов, автор стихотворения, сам настоял на том, чтобы именно Любарский иллюстрировал его книгу. Он очень щепетильно относился к своему дебюту в детской литературе, поэтому забраковал то, что предложили профессиональные художники. И решил сам найти оформителя среди студентов художественного училища. Итог — знакомство, совместная работа и многолетняя дружба Алексея Крылова и Владимира Любарского.
Три «Кота Василия»
В 1959 году Крылов создаёт книжку «Кот Василий» (в которую входит и «Как лечили петуха»), и, конечно же, иллюстрирует её Любарский. Сборник из девяти стихотворений становится популярным и неоднократно переиздаётся. В том числе и в 21 веке — в 2013 году российское издательство «Нигма-пресс» выпустило «Кота Василия» именно с теми, ранними рисунками Любарского.
Иллюстрации эти, безусловно, великолепны. Но собственный стиль художника здесь ещё не виден.
В начале 70-х для очередного переиздания «Кота Василия» Любарский делает новые рисунки. Впрочем, и здесь видно, что художник ещё в поиске, а некоторые рисунки похожи на старые… Книжка снова неоднократно печатается, видел в сети издания 1971, 1972…
И лишь в 1985 году появляется третий, самый популярный и самый узнаваемый вариант. Тот самый, о котором я писал в начале статьи, о котором я могу говорить долго…
На следующих коллажах — сравнение некоторых рисунков из трёх версий «Кота Василия» от Любарского.
Солнечный художник
Этот период, пожалуй, можно назвать пиком творческой формы мастера. Книжки выходят одна за другой. И становятся любимыми для юных читателей. Которые, повзрослев, ищут книги своего детства, ставшие библиографическими редкостями, и собирают коллекции (как, например, здесь)…
Среди популярных книжек, которые иллюстрировал Любарский в 70-80-е — «Мишка-хвастунишка» Ивана Гагарина, «Приключения старой куклы» Галины Каменной, «Почемучка» Виктора Котова…
А также детская классика — Перро, Чуковский, Маршак, народные сказки (среди таковых можно выделить «Заколдованную красавицу», там рисунки в иной стилистике).
Не могу не отметить ещё одну книгу, любимую в детстве — «Как стать медведем» Владимира Орлова. Она обозначена как «книжка-комикс», хотя комиксом она, конечно, не является, просто книжка с картинками. Но зато с очень притягательными картинками, настолько, что перерисовывал их когда-то не только я, но и сестра, которая старше меня на четыре года.
Кстати, в некоторых книжках есть интересная деталь: солнышко с лицом, выражающим разные эмоции. Так что Владимира Ароновича можно назвать солнечным художником!
Книги с иллюстрациями Любарского продолжали выходить и в 90-е, в издательствах Днепропетровска, Одессы, Донецка. Помню, как в 1993 году купил «Тишку-фермера» — на тот момент уже вышел из возраста аудитории такой литературы, но не смог пройти мимо…
Не только иллюстрация
Любарский не ограничивался иллюстрацией. Работал в газете «Днепр вечерний» — рисовал карикатуры. И писал картины — некоторые из них сейчас находятся в частных коллекциях в Израиле, Великобритании…
Эта грань его таланта мало известна, к сожалению. Но две картины кисти Любарского удалось найти в сети — год назад они были выставлены его дочерью на сайте объявлений (поэтому изображения заполнены логотипом ресурса).
«Сокровища гномов» — на сказочную тематику. Поэтому вполне вписывается в основную стилистику Владимира Ароновича.
А вот «Портрет еврейской княжны» — это уже не привычный нам Любарский. Хотя взгляд больших глаз девушки, изображённой на холсте, чем-то напоминает его книжных героев…
Любарский в жизни
О том, каким Любарский был в жизни лучше всего рассказала его дочь, Людмила Рувинская (в интервью, которое у неё взяла журналистка Юлианна Кокошко).
Когда он делал иллюстрации для детских книжек, всегда улыбался и часто смотрел на себя в зеркало – потому и рисунки у него получались такими же добрыми, как он сам. Самое раннее воспоминание такое: мне один годик, у меня болит ухо, а папа носит меня на руках. Он очень любил мою маму, Любовь Абрамовну — никогда слова на нее плохого не сказал. Я тоже умею рисовать, но на мне природа, по сравнению с папой, очень отдохнула. Я стала ветеринаром, поскольку очень люблю животных. А папа вообще любого бездомного кота, которого увидел на улице, тут же тащил домой.
Может быть, именно поэтому самые частые и самые яркие герои Любарского — именно животные! И особенно яркие — коты! Кот Василий, кот Филимон из «Как стать медведем», усатый-полосатый Маршака, и, конечно, самый известный кот мировой сказочной литературы — «Кот в сапогах» Перро…
В 90-е годы с Любарским случилась трагическая история, которая подкосила его и приблизила смерть.
Художник получил гонорар за очередную книжку и поехал домой на такси. Он был в отличном настроении, и совершил роковую ошибку — поделился радостью с таксистом. Тот отнял у Любарского деньги и в районе Нового моста на ходу выкинул несчастного художника из машины.
Владимир Аронович не погиб. Но получил травму, в мозгу образовалась гематома. Работать как раньше уже не получалось. А вскоре Любарский и вовсе ослеп. Умер в 1996 году, и было ему всего 59 лет…
Память
Можно по-разному относиться к переименовыванию улиц в Украине. Зачастую это доходит до абсурда — как можно убрать в Одессе улицы Бабеля, Ильфа и Петрова, Жванецкого? Но думаю, никто не будет спорить, что в 2015 году в Днепропетровске совершенно справедливо переименовали улицу большевика Ивана Белостоцкого в улицу Владимира Любарского. Белостоцкий к этому городу какого-то особенного отношения не имел. А художник, любимый многими, жил и творил именно там.
Ещё раньше (в 2013 году) возникла идея памятника коту Василию. Первый вариант макета сделал скульптор Антон Мельников, и его Василий был совсем не похож на того, которого рисовал Любарский.
Проект обсуждался как в администрации, так и среди жителей города. Читатели местных газет и сайтов писали свои комментарии, из которых был один вывод: классический вариант Василия нарисован именно Любарским. Это подчёркивала и дочь Алексея Крылова Марина.
Но Мельников работу переделать отказался. На сайте «Коротко про» привели цитату из электронного письма скульптора (с сохранением его орфографии).
из этих слабеньких и невыразительных иллюстраций я ничего толкового для скульптуры взять не смогу! Да и нет желания делать работу по каким то иллюстрациям любарских! Я в этот проект вкладываю очень много своих сил средств и без ценного времени! поэтому переступать через себя и слушать оскорбительные, бездарные комментарии я не собираюсь!
Было принято решение искать другого художника. К тому же затянулся вопрос с финансированием…
Восемь лет спустя кот Василий в Днепре (к тому времени переименовали и сам город) всё-таки появился! Правда, это был уже не памятник, который планировался размером метр на метр, а минискульптура. Она была установлена 4 октября 2021 года в рамках проекта «Почувствуй Днепр» — минискульптуры, ассоциирующиеся с городом.
Скульптор Вячеслав Емельяненко сделал именно то, что от него хотели все — бронзовый кот Василий очень похож на персонажа из книжки. Так что здесь увековечены оба легендарных жителя города — и Крылов, и Любарский!
На торжественном открытии дети читали «Кота Василия» на… украинском, английском и немецком языках… Оригинального, русскоязычного варианта не прозвучало…
Предыдущие публикации на тему: «Художники, любимые с детства»: