Сегодня свой день рождения отмечает Лилия Юдина — актриса, которая, несмотря на неоспоримый талант и потрясающую красоту, не стала звездой советского кино в больших масштабах. Фильмов в её биографии совсем мало, и все они были сняты очень давно, более полувека назад. В этой статье мы вспомним её лучшие кинороли, а также рассмотрим два очень знаменитых фильма, в которых могла бы блистать Лилия Юдина, но не сложилось.
Первая роль в кино — в фильме легендарного режиссёра
Родилась Лилия Витальевна 14 мая 1929 года в Москве, в семье дипломата. В их доме царила музыкальная атмосфера, родители любили петь, и юная Лилия с детства приобщилась к искусству. В годы войны она выступала перед ранеными в госпитале, а после окончания школы решила, что её удел — оперетта. И поступила в театрально-музыкальное училище, но проучилась там лишь год, и перевелась в Щукинское — чтобы стать драматической актрисой.
«Щуку» Лилия Юдина окончила в 1951 году, а в 1952 на экраны вышел первый фильм с её участием. Причём дебютировала она у мэтра советской киносказки — Александра Роу. В экранизации повести Гоголя «Майская ночь, или утопленница» Юдина сыграла панночку-утопленницу. Классика литературы, классика кинематографа — очень удачное сочетание для яркого дебюта!
Главная роль в классическом водевиле
Следующие роли Лилии Юдиной были в приключенческих фильмах — «Огни на реке» (1953) и «Опасные тропы» (1954). И были они второплановые — в «Огнях» её даже в титры не включили.
А в 1956 году на экраны вышел самый главный фильм в биографии актрисы (и единственная главная роль) — «На подмостках сцены» (экранизация классического водевиля Дмитрия Ленского «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»). Замечательная музыкальная комедия — по моему скромному мнению, это один из лучших советских киноводевилей, и версия 70-х ему проигрывает. Лилия Юдина здесь прекрасна — красивая, обаятельная, талантливая.
Любопытный факт — после успеха «На подмостках сцены» поползли слухи, что режиссёр этого фильма Константин Юдин продвигает то ли свою жену, то ли дочь. На самом деле Константин и Лилия — однофамильцы.
Но близкий родственник у Юдиной в этом фильме всё-таки есть! На съемках у неё завязались романтические отношения с Николаем Афанасьевым, который играл Ветренского. Дело завершилось свадьбой, их брак длился более тридцати лет — до ухода Афанасьева из жизни в 1989 году. Больше Юдина замуж не выходила.
Почему Лилия Юдина не спела про пять минут и разозлила Пырьева
В тот же период у Юдиной могла состояться главная роль в безусловном киношедевре 50-х — «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Она была основной кандидаткой на роль Лены Крыловой — слышал версию, что даже сценарий писался под неё.
Образ Лены Крыловой идеально подходил Лилии Витальевне, и сниматься она хотела. Более того, с ней был заключён контракт. Но съёмкам воспрепятствовал Михаил Царёв, в то время — директор Малого Театра (в котором Лилия служит с 1953 года по сей день). Поначалу он согласился отпустить её сниматься, но потом изменил решение, пригрозив увольнением. При этом Царёв ничего не имел против участия в съёмках того же фильма Игоря Ильинского, работавшего в этом же театре. Возможно, потому что тот был звездой первой величины…
В итоге Юдина выбрала театр и отказалась от роли Крыловой, чем навлекла на себя гнев Ивана Пырьева, директора «Мосфильма» и куратора съёмок «Карнавальной ночи». Он запретил ей сниматься на «Мосфильме» в течение двух лет…
Не знаю, насколько информация о запрете достоверна, но через год Юдина снялась в фильме «Удивительное воскресенье», и это был не «Мосфильм» (студия имени Горького совместно с чехами). А после этого почти десять лет вообще не снималась в кино.
Почему Лилия Юдина не станцевала стриптиз для Никулина
В конце 60-х в фильмографии Юдиной мог появиться ещё один киношедевр — Леонид Гайдай предложил ей попробоваться на роль незнакомки в «Бриллиантовую руку». Её основными конкурентками были Эве Киви и Светлана Светличная (ещё Гайдай приглашал Клару Лучко, но она после фотопробы сама отказалась).
Приведу некоторые выдержки из обсуждения худсовета, в которых упоминается Юдина.
Л.Гуревич, сценарист и режиссёр.
Незнакомка — Эву Киви я не воспринимаю. Светличная — наша актриса, решает роль более сложным рисунком. Юдина более откровенная.
Интересно было бы увидеть кинопробы — насколько Лилия Витальевна была откровенна, и что Гуревич имел в виду…
И.Биц, директор творческого объединения «Луч».
Незнакомка — у Юдиной больше возможностей.
Я.Костюковский, один из авторов сценария «Бриллиантовой руки».
Из Незнакомок выбрал бы Юдину. Здесь интересен разрыв — внешнего вида и того, что ей предстоит делать.
Некоторые участники обсуждения отметили, что им не нравится ни одна из кандидаток. У самого Гайдая уверенности тоже не было…
Итог известен — «невиноватой» стала Светличная. Сейчас уже сложно представить на её месте кого-то другого.
Но всё же было бы безумно интересно увидеть в такой роли Юдину! Особенно в сцене стриптиза…
Телевизионный театр — экранный удел Юдиной
В 60-е годы Лилия Юдина снялась только в трёх кинофильмах — «Ярость» (1965, графиня-певица), «Беглец из «Янтарного»» (1968, королева) и «Чайковский» (1969, жена Чайковского). И на этом её сотрудничество с кинематографом закончилось. Совсем.
Зато регулярно снимались телевизионные спектакли с участием Юдиной, и их было гораздо больше, чем фильмов.
Кроме того, Лилию Витальевну можно было увидеть в некоторых выпусках знаменитого «Кабачка 13 стульев» — в образе пани Люцины.
Сегодня Лилии Витальевне — 93 года. При этом она до сих пор выходит на сцену Малого театра, которому посвятила почти семьдесят лет своей жизни! Нам остаётся только пожелать замечательной актрисе здоровья!