«Лесник» — там сказано всё. Весь «Король и Шут» — так когда-то сказал Михаил Горшенёв, которому сегодня могло исполниться 50 лет…
Культовая песня культовой группы. Причём не хит в попсовом смысле. Ведь когда группа «Король и Шут» добилась популярности в широких кругах населения, ассоциировали её вовсе не с «Лесником». Тогда в эфире «Нашего радио» в чартах лидировала «Прыгну со скалы» (и стала в итоге песней десятилетия). На телевидении крутился клип «Ели мясо мужики». А «Лесник» был «визитной карточкой» и главным хитом только для настоящих поклонников — тех, кто покупал кассеты и ходил на концерты. И таковых становилось всё больше и больше. Благодаря голосованию поклонников «Лесник» спустя годы стал главным русским рок-хитом — эта вещь оказалась лидером в хит-параде «500 НАШИх лучших песен».
Почему «Лесник» записывался в студии три раза? Чем отличаются записи? Сколько на эту вещь сделано клипов? Что за англоязычную песню пел Горшок в финале «Лесника» на живых концертах последних лет? Обо всём — в этой публикации.
Как появилась песня «Лесник»
Музыку «Лесника» придумал Михаил Горшенёв — как и большинство мелодий группы «Король и Шут». Но источником музыкального вдохновения оказался Андрей Князев. Александр Балунов (Балу) рассказывал:
Князь время от времени записывал плёнки с таким потоком сознания: он брал гитару и начинал петь на псевдоанглийском языке всякую белиберду.
Из этого «потока сознания» вырисовывались музыкальные темы для песен — в основном те, которые пел потом сам Князь. Но одна заготовка настолько зацепила Горшка, что он сам взялся за неё — убрал лишнее, переработал, и из этого вышел припев будущей нетленки. Дальше Михаил придумал мелодию куплета, проигрыш, переходы. Балу добавил гитарное соло — на тот момент он был гитаристом (позже аранжировка менялась).
Итак, музыкальная основа — готова. Дело за текстом. Тогда тематика стихов ещё не была определена, хотя интерес к мистическим темам уже проявлялся. Тексты поначалу писали и Балу, и Горшок (когда группа ещё называлась «Конторой»). Но лучше всего это дело выходило у Князя. Позже Андрей говорил:
Когда я прочёл ребятам «Лесника», то увидел, как у них загорелись глаза и понял, что попал в точку. Потом я стал этот стиль разворачивать.
Михаил Горшенёв:
Когда Андрюха принес песню «Лесник», мы ходили несколько дней по улицам и распевали ее. Не для кого-то, просто для себя. <…> В общем, когда родился «Лесник» — это был один самых величайших праздников. И для меня, и для группы.
Группа, кстати, тогда именовалась «Король шутов». Это был 1991 год.
Три альбома с похожим содержанием
«Истинный убийца» — так назывался первый полноценный альбом «Короля и Шута», записанный в 1993 году. Песни, которые в нём содержались — первые хиты группы. «Охотник», «Сапоги», «Валет и дама», «Мария»… И, конечно, «Лесник», который звучит здесь, в своей первой версии, совсем непривычно…
Следующая ссылка — весь альбом, закладка сделана на «Леснике».
Состав группы на момент записи был не совсем обычным. Басистом числился Князь, но на записи партии баса писал Балу. За барабанами вместо попавшего в армию Александра Щиголева (Поручика) сидел Алексей Горшенёв, брат Горшка. Записывались на студии Михаила Кольчугина.
Тогда альбом «Истинный убийца» не издавался. Да и качеством звука ребята остались не совсем довольны. Лишь несколько лет назад Балу при помощи американских мастеров отреставрировал и оцифровал старую плёнку, и качество оказалось совсем не плохим. В 2018 году альбом был издан, причём на виниле.
Через год после записи «Истинного убийцы» «шуты» решили, что песни надо переписать в лучшем качестве. Это была уже более профессиональная студия, и запись стоила денег (300 долларов), которые ребята собрали с большим трудом…
Альбом назвали по строчке припева «Лесника» — «Будь как дома, путник». И его получилось распространить — тогдашний директор «КиШ» Дмитрий Журавлёв (Шумный) договорился с небольшой студией «Awesome Records». И кассеты продавались в одном магазине, так что за него даже денежки капали, хоть и небольшие. Деньги делились поровну, только Поручику ничего не давали. Он и на запись не скидывался, и даже не поиграл толком — на тот момент уровень его игры оставлял желать лучшего, и партии барабанов записал Денис Можин (позже игравший в «Ленинграде»).
Версию «Лесника» на этой записи можно назвать промежуточной. Здесь припев уже более медленный, в отличие от первого варианта (замедлить припев предложил Балу). Кода (финальная часть) пока ещё не та, к которой мы привыкли. И вступительного соло нет.
Но все эти альбомы номерными не считались. Первый официальный альбом группы «Король и Шут» — это «Камнем по голове» (1996). Здесь всё было серьёзно — фирма «Курицца» сама предложила «шутам» выпустить пластинку. Поначалу ребята подумывали официально и полноценно издать старые хиты, но решили дать дорогу новому материалу. Все песни первого альбома — свежие на тот момент (кроме «Марии»). А уже на втором официальном, номерном альбоме, названном «Король и Шут» (1997), записанном через год в студии «Театра ДДТ», собрали всё те же песни с «Будь как дома, путник». Основная часть треков, получается, писалась уже в третий раз. И в их числе — «Лесник». Версия, которая используется чаще всего — именно оттуда. Здесь наконец-то появляется легендарное вступительное соло.
Какая из этих версий лучше — решать слушателям.
Два клипа и момент в сериале
Первым клипом группы «Король и Шут» часто называют «Ели мясо мужики». Но это не совсем так, создавались клипы и раньше. Снимали их питерские телекомпании, и качество этих роликов соответствовало техническим возможностям данных студий того времени (середина 90-х). Но кто сказал, что клип обязательно должен быть высокобюджетным и костюмным?
Существует такой клип и на «Лесника» — его снимали для передачи «Ржавые провода». Не было ни студии, ни декораций — просто группу вывезли в Павловск, да сняли их выступление на фоне крепости. Фонограмма — вторая версия песни, с альбома «Будь как дома, путник».
Самый запоминающийся элемент этого ролика — две прыгающие девочки, на которых надета одна концертная рубашка группы «Король и Шут».
Такие рубашки шились из бязи, которую приносил Балу с работы — он тогда трудился на мебельной фабрике. Из этой же бязи был изготовлен и задник сцены, который использовался на концертах. А раскрашивал всё это, естественно, Князь. И в одной из этих рубашек выступал.
Вторую носил сначала Балу, потом Гриша, который в тот период играл на басу. Но на съёмках ни один, ни другой её не надел. Балу на своём канале Yotube вспоминал:
Тогда я поймал какую-то девочку, гулявшую поблизости, и уговорил её надеть эту рубашку. Но на ней она выглядела как палатка. Тогда мне пришлось поймать ещё одну девочку и засунуть к первой. Получилось очень смешно. Объяснив им задачу «веселиться и прыгать», мы начали съёмку.
Двадцать лет спустя Князь снял свой собственный анимационный видеоклип на «Лесника», посвящённый памяти Михаила Горшенёва и выложенный в день его рождения как подарок поклонникам. Всю работу Андрей выполнил сам — в свободное время, анимация — одно из его увлечений (позже Князев займётся и 3D-анимацией). И к изобразительному решению мультфильма вопросов нет, всё замечательно.
А вот содержание ролика довольно необычное. Поначалу всё соответствует классическому тексту. Герой, который срисован с молодого Горшка, попадает в дом к леснику, потом хозяин выводит его в лес. И дальше фантазия Князя выдаёт альтернативную концовку. Такого финала никто не ждал!
Лесник не убивает путника, чтобы скормить волкам, а сам оказывается оборотнем! На помощь Горшку приходит… неизвестно откуда взявшийся Князь и убивает оборотня…
В сказочной части сериала «Король и Шут» в сюжете «Лесника» также присутствует Князь, приходящий на помощь. Правда, решающую роль в победе над Лесником (Кирилл Полухин) сыграли Голова-Кочерыжка и Безголовый.
Очень любопытно здесь обыграно повторение фраз «Я ни в чём не откажу» и «Коль желаешь, расскажу».
«Don’t crucify me» в финале «Лесника»
В 2007 году Горшенёв приехал в США к Балу (который к тому времени уже ушёл из группы и уехал за океан) и Ирине Косиновской. Они хотели, чтобы Горшок отвлёкся от своих проблем и попробовал что-то новое в своём музыкальном творчестве — англоязычный альбом. Косиновская договорилась с американской группой советского происхождения «Red Elvises» — их вокалист Игорь Юзов обещал написать тексты к музыкальным заготовкам Горшка. Но успел сделать только один текст — «Don’t crucify me» (Не распинайте меня).
Эту песню Михаил записал в Лос-Анджелесе, и надеялся, что когда-нибудь всё же сделает альбом на английском. А пока что ему нужно подтягивать язык, работать с произношением…
Сохранилось живое выступление Горшенёва с «Red Elvises», где Михаил поёт эту песню с листа.
С разрешения Горшка «Red Elvises» записали свой вариант «Don’t crucify me», который вошёл в альбом «Drinking With Jesus» (2008).
А самому Михаилу композиция «Don’t crucify me» пригодилась в сильно урезанном виде — её фрагмент (припев) он стал петь в финале «Лесника», когда идёт кода. Именно в таком варианте «Лесник» звучал на каждом концерте в последние годы жизни Горшка.
Don’t crucify me, I’m no Jesus
I’m a sinner and a prodigal son
Don’t crucify me, I’m no Jesus
I’m a sinner…
«Смешарики» и «Эпидемия» поют «Лесника»!
Статья была опубликована 7 августа. Сегодня 16 декабря, и в неё вносится неожиданное дополнение. На официальном канале «Смешариков» вчера был опубликован… клип на «Лесника»! С обновлённым текстом!
Вместо лесника здесь — пингвин Пин. Своему гостю он предлагает не «множество историй» рассказать, а роботов железных показать. А вместо волков — «железный няня», и это не менее страшно!
За музыкальную составляющую отвечает группа «Эпидемия» — вокалист Евгений Егоров, как всегда, великолепен. Реплики Пина с его неповторимым акцентом, присутствующие в кавере, как обычно, озвучил Михаил Черняк.
P.S. Послушайте «Лесника»!
И для финала приведу ещё одно высказывание Михаила Юрьевича:
Хотите понять, что такое «Король и Шут» — послушайте «Лесника»!
Слушали, слушаем и будем слушать!
Использованная литература:
А.Рыбин «Самая правдивая история о самой невероятной группе» (2003)
А.Балунов «Между Купчино и Ржевкой» (2016)
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ: