Евгений Александрович Моргунов — один из самых популярных комедийных актёров СССР. Всем известный в первую очередь, конечно, по роли Бывалого в знаменитой гайдаевской троице. Незаурядная и противоречивая личность.
Сегодня я хочу написать не о его личности, и не об актёрских работах. Мы обсудим Моргунова-режиссёра! Да, не все это знают, но однажды Моргунов снял фильм!
1963 год. Тогда он как раз стал очень популярен — позади были короткометражки «Пёс Барбос» и «Самогонщики», принесшие славу режиссёру Гайдаю и комедийному трио Вицин-Никулин-Моргунов. «Операция Ы» и «Кавказская пленница», эту славу приумножившие и закрепившие — ещё впереди. И вот на экраны выходит короткометражный фильм по Шолохову «Когда казаки плачут» — первая и последняя режиссёрская работа Евгения Моргунова.
Как же появился этот фильм? Причины его возникновения описываются разные. Моргунов наблюдал за работой Гайдая — режиссёра и сценариста, наблюдал, как тот работает над мизансценами, как строит кадр. И тоже захотел стать режиссёром. Правдивая причина? Скорее всего, да. Хотя Моргунов и Гайдай и не ладили между собой, режиссёрский талант Леонида Иовича Евгений Александрович всё же признавал.
Задумав самому снять короткометражную комедию, Моргунов взял за основу рассказ своего любимого писателя Михаила Шолохова «О Колчаке, крапиве и прочем». За три месяца он написал сценарий. А вот самостоятельную постановку ему доверила лишь Свердловская киностудия.
Есть ещё одна легенда, почему же Моргунов захотел снять фильм и обратился к Свердловской киностудии. В те годы там работала монтажёр Татьяна Бурмистрова, с которой Моргунов был знаком и питал к ней чувства. И ходили слухи, что Евгений Александрович всё это и затеял, чтобы проводить с ней время. Не так давно читал, что Бурмистрова потом забеременела и родила дочь, но Моргунова ненавидела всю жизнь и к дочери не подпускала. Позже Татьяна с дочерью эмигрировали в США.
Съёмки велись на небольшом хуторе в 15 километрах от Вешенской, в течение трёх месяцев. За это время столько всего происходило, что измотавшийся Моргунов решил к режиссуре не возвращаться. Правда, в книге «Весёлая троица» была информация, что Моргунов хотел снять фильм «Вино из одуванчиков» на «Мосфильме» — по Рэю Брэдбери. Скорее всего, это было на уровне разговоров.
По воспоминаниям гримёра Ирины Колесниковой, опубликованным в «Комсомольской правде», проблемы в первую очередь были организационного характера. Для питания съёмочной группы были пригнаны 10 баранов (на суп, котлеты, плов), но из-за остутствия загона для них скот разбежался. Ситуацию спасли тем, что удалось выловить в Дону четырёхметрового сома, которым и кормили группу. Кроме еды, плохо было и с водой. Лето 1962 года было аномально жарким, колодцев на хуторе почему-то не было, и воду возили из центра за десятки километров. Моргунов остановил съёмки на четыре дня и организовал рытьё колодца.
Честно говоря, я считаю, что это всё байки. А если и правда, то тогда это вина не столько Моргунова, а административной группы. Крупнейший организационный просчёт. И не режиссёр должен этим заниматься.
Другие проблемы были более типичные для съёмочного процесса. Например, мужчины-актёры должны были быть небритыми, а Николай Горлов взял и побрился. Гримёрам приходилось клеить ему на лицо шерсть, которую они состригали с быка, участвовавшего в съёмках. А когда актёру Александру Гречаному нужно было доить корову, та ударила его хвостом, на котором была привязана гирька. Постоянно виляющий хвост мешал съёмкам, и Моргунов придумал утяжелить его.
Впрочем, и эти рассказы я тоже считаю байками, особенно про корову. Конечно, не утверждаю, своми глазами-то не видел, но, по-моему, эпизод с гирькой не выглядит случайным. Мне кажется, так задумано — сценка в «гайдаевском» стиле.
Кроме упомянутых Н.Горлова и А.Гречаного, в картине снимались И.Мурзаева, З.Василькова, Т.Забродина, А.Андреева, Г.Светлани, В.Емельянов и другие. Стоит особенно отметить Эмму Цесарскую, исполнившую роль Дарьи. Это настоящая «шолоховская» актриса — ведь она сыграла Аксинью в первой экранизации «Тихого Дона» (ещё немой), а также снималась в «Нахалёнке» (попадья).
Фильм в целом вышел неплохим. Натура даже на чёрно-белой плёнке выглядит хорошо — всё настоящее, никаких декораций. Конечно, сюжет на мой взгляд, не очень правдоподобен. Но снят фильм хорошо, много интересных и смешных находок. Например, убегающая собака, тянущая за собой будку, распиливание дров с помощью колеса с грузом, та же корова с гирькой.
Влияние Гайдая на Моргунова чувствуется не только в сценах, но и в титрах. Титры выполнены в весёлом стиле, напоминают титры «Пса Барбоса», а также «Весёлых историй» В.Дормана. В титре, на котором упомянут режиссёр и сценарист, можно увидеть толстого человечка с рупором и авторучкой — шарж на Моргунова!
Говорят, сам Шолохов съёмки поддерживал, фильмом был доволен и даже напевал песенку из него. Авторами песен, кстати были, композитор Иван Дзержинский и поэт Леонид Куксо, который всю жизнь дружил как с Моргуновым, так и с Никулиным.
В общем, можно сделать итог — несмотря на некоторые недостатки, работа крепкая. А для дебютанта, не имеющего ни режиссёрского образования, ни опыта сценических постановок — вообще отличная!
Если у Вас есть 25 минут времени — посмотрите!