Иван Пырьев — продюсер ранних комедий Рязанова и Гайдая

Пырьев - продюсер ранних фильмов Рязанова и Гайдая

Иван Александрович Пырьев… Этот человек очень много сделал для советского кинематографа.
В первую очередь, конечно, как режиссёр, наиболее известный по музыкальным комедиям из сельской жизни («Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки») и экранизациям Достоевского («Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы»). Но не менее значительна его общественная деятельность — он был и редактором журнала «Искусство кино», и директором «Мосфильма», и организатором Высших режиссёрских курсов… И ещё его можно смело назвать продюсером — хотя слова такого в советском кинопроизводстве не знали. Сегодня — 120 лет со дня рождения Ивана Александровича Пырьева, и в этой статье я предлагаю вспомнить именно продюсерскую деятельность Пырьева в области советской комедии.

В 50-е годы Иван Пырьев отошёл от фильмов «несерьёзного жанра». Время его комедий прошло — оно осталось в сталинской эпохе. То же можно сказать и о его главном коллеге-конкуренте в этой области — Григории Александрове. Новым временам были нужны новые комедиографы, и Пырьев, используя пост директора «Мосфильма» и своё чутьё, дал дорогу молодым. Причём этих молодых он нашёл сам и направил в сторону комедии. Эти два человека стали лучшими комедийными режиссёрами СССР — Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов. И Пырьев не просто «подтолкнул» их, он в очень большой степени повлиял и на художественную часть ранних комедий Рязанова и Гайдая. Можно с уверенностью назвать это продюсированием.

Если бы не Пырьев, «Карнавальной ночи» не было бы. Он разглядел в молодом режиссёре-документалисте Рязанове талант комедиографа, и буквально заставил сопротивлявшегося Эльдара взяться за этот проект.

Когда Рязанов согласился, давление Пырьева продолжилось, но уже в области подбора актёров. Молодой режиссёр по-другому видел главных героев, но мэтр настоял на кандидатурах знаменитого Игоря Ильинского и начинающей Людмилы Гурченко. И потом курировал съёмочный процесс.

Разве это не продюсирование?

И.Ильинский и Л.Гурченоко в фильме «Карнавальная ночь». «Мосфильм», 1956

В судьбе Леонида Гайдая Пырьев сыграл не меньшую роль. Мэтр выделил его ещё студентом, и после того, как Гайдай закончил ВГИК, Пырьев забрал его на «Мосфильм».

Поначалу Леонид Иович снял драму «Долгий путь», а потом — сатирическую комедию «Жених с того света», от которой Иван Александрович пришёл в восторг. Правда, восторг не разделил министр культуры, и «Жених с того света» мог стать последним фильмом Гайдая. Если бы не тот же Пырьев, который настоял на том, что Леонид Иович должен для реабилитации снять «правильную» картину. Так появился «Трижды воскресший».

В 1960 году Пырьев (тогда уже не директор) создал «Экспериментальную мастерскую комедийного фильма», и рамках этой мастерской запустил сборник «Совершенно серьёзно» — можно уверенно сказать, что и здесь он был продюсером. Шесть молодых режиссёров (среди которых были всё те же Рязанов и Гайдай) сняли под руководством Пырьева пять короткометражных фильмов.

Титры «Совершенно серьёзно». «Мосфильм», 1961

Первые четыре фильма (в том числе и рязановский «Как создавался Робинзон) явлением не стали. Зато пятый, «Пёс Барбос и необычный кросс» принёс автору, Леониду Гайдаю, славу комедийного режиссёра. Именно там впервые появилась легендарное трио Вицин-Никулин-Моргунов. Причём Вицина и Никулина Гайдай нашёл сам Гайдай, а вот Моргунова к ним в компанию подобрал… отгадайте, кто? Иван Пырьев!

«Пёс Барбос и необычный кросс» («Совершенно серьёзно», 1961)

Так знаменитый комедиограф дал «старт» двум ещё более знаменитым комедиографам!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©