Георгий Вицин — великий комик нашего кино. Думаю, с этим утверждением никто не будет спорить. Свой актёрский талант он реализовал именно в комедии. Тем не менее начинал он с ролей драматических, и первый значительный кинообраз, который воплотил Вицин — Гоголь Николай Васильевич!
В 1949 году на «Ленфильме» Григорий Козинцев готовился к съёмкам биографической картины «Белинский». Гоголь был одним из действующих лиц. Для поиска актёра на эту роль ассистентка Козинцева приехала в Москву и бродила по театрам, рассматривая портреты. Возле портрета Вицина в театре Ермоловой она остановилась и поняла, что это — он!
Пробы на роль Гоголя Вицин прошёл успешно и был утверждён.
Работой Вицина Козинцев был доволен, руководство в целом тоже было довольно. Правда, кто-то из чиновников умудрился обвинить актёра в… мистике. Именно мистическим показался ему Гоголь, призывающий сжигать свои сочинения, если написано плохо.
Сохранилось любопытное письмо Вицина Козинцеву, написанное в 1951 году, в котором актёр касается этой истории. Цитата:
«И хотя мне неприятно, что кто-то усмотрел в нашем Гоголе штрихи мистики, но как актёр-«трюкач» и «недорезанный формалист», я в глубине сердца принимаю это обвинение как лестную похвалу. Да, и что скажет на это сам Гоголь?»
В письме Вицин называет себя «актёр-трюкач». Знал ли он, что именно эксцентрические комедии принесут ему наибольшую славу?
И есть в роли Гоголя ещё один момент, предопределяющий дальнейшую киносудьбу Вицина. Как все знают, очень многие его герои любили выпить. В роли Гоголя в «Белинском» есть сцена, в которой писатель рассуждает об алкоголе:
«Вино я именую «Квартальный», ибо оно наводит должный порядок в желудке».
Кстати, многие источники, в том числе и «Википедия», утверждают, что ещё до «Белинского» Вицин уже играл роль Гоголя в кино. Точнее, не самого Гоголя, а одного из двух актёров, примеряющих на себя образ великого писателя в фильме Григория Александрова «Весна» (1947). Не знаю, откуда взята эта ложная информация. Во-первых, сам Вицин своё участие в «Весне» отрицал (как и роль в «Иване Грозном»). А во-вторых — ну не похож же! Сразу видно, что не он!
Тем не менее, у Александрова Вицин Гоголя всё же сыграл. Только это было не в «Весне», а в фильме «Композитор Глинка» (1952).
После этого Георгий Михайлович стал главным Гоголем советского кино.
Следующий раз Вицин-Гоголь появился в фильме Владимира Карасёва «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1959). В экранизацию повести решили ввести Автора.
В четвёртый, и последний раз Вицин сыграл Гоголя в 1976 году. Это было не большое кино, а сюжет «Ералаша» «Чудное мгновенье». Кстати, придумал и снял его Владимир Алеников, позже создавший «Петрова и Васечкина». Также в сюжете присутствуют Пушкин (Александр Палеец) и Лев Толстой (Николай Парфёнов).
Вицин и Гоголь… Кроме внешнего сходства и того, что они оба родились в апреле (писатель — 1 апреля, а актёр — 18, сегодня ему исполнилось бы 104 года), есть в них обоих какая-то загадка…