Этой заметкой я завершаю цикл публикаций, посвящённых столетию со дня рождения Леонида Гайдая. Хотя статьи о великом режиссёре и его творчестве ещё не раз появятся в блоге «Дом под горой», но позже и без привязки к вековому юбилею. Будут публиковаться по мере накопления…
У Гайдая было две любимых телепередачи — «В мире животных» и «Кинопанорама». И это не удивительно. Животных режиссёр любил всегда, и они часто становились героями его фильмов — собаки, кошки, свинки, медведи…
Ну а интерес к «Кинопанораме» — профессиональный. С ней у Леонида Иовича была своя история. В 1975 году Гайдай высказывал своё мнение об этой программе, когда в «Советском экране» ей посвятили целый журнальный разворот. Рассказав о любви к передаче, о её нужности, режиссёр коснулся и минусов, позволив себе конструктивную критику.
Чего не хватает «Кинопанораме»? Раскованности, естественности ведущих передачи. Не хотелось бы видеть, как они частенько читают с листа текст «импровизированной беседы». Побольше экспромта в разговоре на экране! Побольше личного отношения ведущих к происходящему! Мнение человека, разбирающегося и знающего кино, наверняка будет интересно и зрителям, и нам, кинематографистам.
Что ещё пожелать? Мне, как человеку, работающему в жанре кинокомедии, естественно, — побольше юмора. Побольше времени в передаче комедиям, комедийным актёрам, весёлым кинорепортажам, киношуткам. Чувства юмора ведущим и авторам, и даже — не боюсь посоветовать… — серьёзным руководителям этой серьёзной телепередачи.
О том, как Гайдая оценивали «серьёзные руководители» «Кинопанорамы», он рассказал значительно позже — в 1992 году. Тогда передача отметила тридцатилетие, причём юбилейный выпуск совместили с новогодним. Среди гостей был Леонид Иович — это была одна из последних съёмок режиссёра, ушедшего в иной мир в 1993 году.
Его рассказ — в следующем видеоролике. Если не воспроизводится, основная часть истории приведена ниже.
Я могу рассказать один случай. Он и грустный, если сейчас посмотреть, и в то же время смешной. Для меня он смешной.
Я не помню уже, после какой картины, собрались в студии актёры, я, оператор. И Алексей Яковлевич [Каплер] начал говорить о нашей картине, обо мне. И назвал меня «выдающийся режиссёр». Вот было такое. Ну, мне как-то неудобно, скромность присуща нам всем…
И вдруг остановили. Подходит какая-то женщина, что-то на ухо Алексею Яковлевичу шепчет. <…>
Записывают этот кусок сначала, и вижу разницу, что я уже не «выдающийся режиссёр», а «талантливый режиссёр». Сделали поправку для того времени: я до выдающегося не дорос…
Алексей Каплер вёл «Кинопанораму» с 1966 по 1972 год. Начинал он её вести в тот период, когда передача выходила в прямом эфире, в записи её стали показывать с начала 70-х. Если на съёмке, о которой рассказал Гайдай, делали дубли, значит, выпуск выходил в записи, то есть примерно 1971-1972 год. Значит, картина, о которой идёт речь, это, скорее всего, «12 стульев». То есть к этому времени Гайдай однозначно заслужил эпитета «выдающийся», как справедливо назвал его Каплер. Но раз сверху сказали: максимум «талантливый» — значит, только талантливый… «Выдающийся» — наверное, слишком «жирно» для комедиографа. А гением Леонида Иовича стали называть только после смерти…
Светлая память гению комедии!!!