Одной роли Шерлока Холмса достаточно, чтобы войти в историю нашего кино. Хотя у Василия Ливанова были и другие роли, но сыщик с Бейкер-стрит затмил всё.
Одной озвучки Карлсона достаточно, чтобы войти в историю нашей мультипликации. Но у Ливанова были и другие популярные анимационные персонажи — Крокодил Гена, Удав, Дядюшка Ау…
Но мы сегодня будем вспоминать не роли в кино и мультфильмах, а творчество другого рода. Василий Борисович Ливанов — очень многогранная личность, и пробовал себя в разных амплуа.
Мы сегодня вспоминаем то, что написал Василий Ливанов Ливанов как автор!
Писать Ливанов начал на Высших режиссёрских курсах, которые закончил в 1966 году. Снимать он хотел не игровое кино, а анимационное, считая, что:
мультфильм — искусство, развёрнутое в будущее, именно в нём можно наиболее полно выразить своё отношение к людям, к миру, к самому себе.
И первый его мультфильм, «Самый-самый-самый-самый», был снят по сказке, которую Ливанов сочинил сам. О Львёнке, сыне царя зверей, которому внушили, что он — самый умный, самый сильный, самый смелый и т.д. Но жизнь показала, что это не так, и подрастающий Лев понял: «Не говори, что мудр — встретишь более мудрого, не говори, что силён — встретишь более сильного…» Поучительная история!
Дальше сказки и мультфильмы пошли одни за другим. Это были как сказки, экранизированные самим Ливановым («Синяя птица», «Фаэтон — сын солнца»), так и другими режиссёрами («Жу-жу-жу», «Паучок Ананси и волшебная палочка», «Старая игрушка», «Зеркало времени», «Талант и поклонники»).
Отдельно стоит выделить «Дед Мороз и лето» — эта работа по сказке Василия Борисовича стала одним из самых популярных новогодних мультфильмов.
Интересный факт, связанный с «Дедом Морозом и летом»: в прошлом году Банк России выпустил в обращение памятные монеты по этому мультфильму — в 3 рубля из серебра и в 25 рублей из недрагоценных металлов.
А про «Бременских музыкантов» и говорить нечего — это общепризнанный шедевр. Он как бы по сказке братьев Гримм, но все мы понимаем, что от той сказки не осталось практически ничего, всё было придумано Василием Ливановым и Юрием Энтиным. На втором мультфильме Ливанов ещё и режиссёром был — это был четвёртый и последний мультфильм, поставленный Василием Борисовичем, в дальнейшем он работал в мультипликации только как автор и актёр озвучания.
Ещё хочу выделить трилогию о девочке Маше. Все три мультфильма о ней были сняты по произведениям разных авторов. «Как Маша поссорилась с подушкой» — сказка Галины Лебедевой, «Маша больше не лентяйка» — Софьи Прокофьевой. А третий, «Маша и волшебное варенье» — по сценарию Василия Ливанова (автором он был здесь только в одном фильме, зато озвучивал все три).
Сказки Ливанова были широко признаны и неоднократно издавались. Лев Кассиль так отзывался о них:
Они лиричны, изящны по настроению и интонации. В них нет отлаженных выводов, но они таят, укромно и лукаво, раздумья, которые и составляют их поэтическую суть.
Но на сказках писатель Василий Ливанов не остановился. В 1976 году в журнале «Юность» была опубликована историческая повесть о скифах «Агния, дочь Агнии».
Предисловие к публикации написал Валентин Катаев:
Я уверен, что наша литература обрела новый, заслуживающий самого пристального внимания, свежий, самобытный талант.
Потом были изданы повести «Мой любимый клоун», «Ночная стрела», «Богатство военного атташе», «Иван, не помнящий родства», сборник «Легенда и быль».
По «Моему любимому клоуну» друг Ливанова Виталий Соломин поставил спектакль, в котором сам сыграл главную роль. А потом эта повесть была перенесена и на экран — там роль клоуна Синицына исполнил Олег Меньшиков, а в роли его друга дебютировал на экране Владимир Ильин.
10 лет назад была экранизирована и повесть «Богатство военного атташе» — фильм «Кромовъ». Но из-за конфликта с продюсерами Ливанов потребовал снять своё имя с титров.
Если говорить о кинематографе, то стоит отметить, что бросив много лет назад анимационную режиссуру, Ливанов дважды обращался к режиссуре кино, сняв два полнометражных фильма. Конечно же, по собственным сценариям. Первый — «Дон Кихот возвращается» (1997), в котором сыграл главную роль. Второй, совсем свежий — «Медный всадник России», премьера которого состоялась два года назад на Московском кинофестивале.
Кроме художественной литературы и сценариев, Василий Ливанов написал несколько книг воспоминаний — «Помни о белой вороне», «Ваш Шерлок Холмс», «Люди и куклы», «Эхо одного тире», «Невыдуманный Борис Пастернак»… Они и о самом Ливанове, и о людях, и о времени…
Василий Ливанов:
Писать для меня — не зов мечты, а реализованное чувство долга. Я начал профессионально писать в сорок лет. До этого сказки, сценарии, но это не в счёт. И вот когда я стал писать, мне показалось, что я слышу больше, чем в предлагаемых в кино обстоятельствах. Пусть это моё прекрасное заблуждение, но оно меня присело к самому интересному из всех заблуждений — писательству. Так ли уж далеко ушёл я от актёрства? Маршак сказал, что «в любом искусстве в основе творчества лежит актёр перевоплощения».
Сегодня Василию Борисовичу — 86 лет. И ему ещё есть что сказать в искусстве!
При написании статьи использовались цитаты из книги А.Гербер «Василий Ливанов».
Читайте также: