18 мая 1961 года состоялась премьера фильма «Человек ниоткуда» — у третьей комедии Эльдара Рязанова сегодня юбилей. В этой картине впервые снялись будущие звёзды экрана — Сергей Юрский и Анатолий Папанов. Вот о Папанове и поговорим.
В «Человеке ниоткуда» он сыграл сразу четыре роли. В титрах они названы «Крохалёв и ему подобные». Кроме Крохалёва, это вождь племени Тапи, актёр театра и спортсмен. Их общая черта — они хотят спокойно жить и не хотят ничего нового. При этом каждый из них — отдельный характер, со своими особенностями. И эти персонажи актуальны даже сегодня, шестьдесят лет спустя.
Задача для актёра — интересная. Но Папанов — боялся. На это у него были свои причины. Ему уже было под сорок лет, он играл в Театре Сатиры заметные роли. А с кинематографом — не везло. Папанова часто приглашали на пробы, но никуда не утверждали. Тот же Рязанов пробовал его на роль Огурцова в «Карнавальную ночь». Тогда он показался режиссёру излишне театральным. Роль, как известно, сыграл Игорь Ильинский.
В итоге Папанов решил, что кинематограф — не для него.
Эльдар Рязанов:
«Он поставил на себе крест в кино и считал это дело заранее обречённым. Мне пришлось буквально втаскивать его на киностудию. Я знал, на что иду. Но и он понимал, что предстоит нелёгкая работа, в какой-то степени даже ломка себя. Нам пришлось искать много и упорно, снимая наигрыши, театральное форсирование речи, пластики, мимики, вместе с тем не нарушая лучшее, что есть в актёре. Анатолий Дмитриевич, к счастью, был лишён болезненных актёрских амбиций и шёл за режиссёром с необыкновенной симпатией и доверием».
Юрий Яковлев, который играл учёного Поражаева, тоже рассказывал о неуверенности Папанова.
«На первых же пробах я увидел человека, который стеснялся, боялся, переживал неуверенность в том, что способен осилить сложнейшую актёрскую трансформацию в кино…»
Анатолий Папанов оставил свои страхи, и прекрасно сыграл этих четырёх героев. Так великолепный актёр вошёл в большое кино и стал одним из самых ярких мастеров.
Фильм «Человек ниоткуда» получился не совсем обычным по форме. И понравился не всем. Критика поначалу была разной, но после того как картина не понравилась самому Суслову, все рецензии стали отрицательными. Фильм не запретили. Но показывать практически перестали, до 1988 года…