Анастасию Вертинскую, никак не назовёшь актрисой одной роли — ей повезло участвовать во многих знаменитых фильмах и создавать в них яркие образы. Мечтательная Ассоль и очаровательная Гуттиэре, сходящая с ума Офелия и жизнерадостная Лиза Болконская, капризная Мона и революционерка Джемма…
Немного особняком стоит Маргарита, героиня легендарного романа Булгакова — на данный момент последняя главная роль Вертинской в кино (после неё была только Атаманша в «Бременских музыкантах» Абдулова, актриса давно отошла от профессии, решив, что нужно вовремя уйти). Неоднозначный фильм, неоднозначная роль, не всеми принятая… И единственный случай в фильмографии Анастасии Александровны, когда она появлялась в кадре обнажённой…
Именно Маргарите в исполнении Вертинской посвящена эта статья.
Почему на роль Маргариты выбрали Вертинскую?
Фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита» был первой русской экранизацией популярнейшего романа. Конечно, главную женскую роль мечтали сыграть многие. Рассматривались Ирина Алфёрова, Вера Сотникова, Елена Майорова, Анна Самохина и другие красивые актрисы того времени, популярные и не очень. Например, среди кандидаток была молодая телеведущая Екатерина Андреева. Ирина Метлицкая тоже хотела попробоваться, но попала в аварию (потом она играла эту роль в театре)… А всего претенденток было около сотни — из Москвы, Питера, Киева…
По словам режиссёра, убедительнее всех была Елена Майорова.
Почему же сыграла Вертинская? Как позже сказал Кара (процитировав Коровьева), в ней есть «порода, кровь», так что на выбор повлияла родословная.
Ранее попадалась не вполне подтверждённая информация, что на кандидатуре Анастасии Александровны настояли продюсеры.
Сама актриса говорила, что на решение Кары повлиял фильм-триллер Андрея Харитонова «Жажда страсти» (1991) по рассказам Валерия Брюсова, в котором Вертинская играла главную роль. И там были и мистика, и страсть. К тому же в «Жажде страсти» снимался и Виктор Раков, ставший у Кары Мастером… Так что влияние этого фильма точно присутствует.
Чуть косящая на один глаз ведьма
Насколько удачно Анастасия Вертинская попала в образ Маргариты? С тех пор как фильм Кары после наконец-то был обнародован, среди зрителей не прекращаются дискуссии, а также бесконечные сравнения с Анной Ковальчук, сыгравшей Маргариту в сериале Бортко (теперь ещё и версия Локшина с Юлией Снигирь добавилась). Одни считают, что Вертинская — главный провал этой экранизации, другие — что это стопроцентное попадание.
«Мастер и Маргарита» — глубокий роман, и у каждого читателя своё видение персонажей. Кто-то считает Маргариту мученицей, а кто-то — женщиной лёгкого поведения. В любом случае — совсем неоднозначная героиня. И даже сам автор, Михаил Афанасьевич, задавался вопросом:
Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?
Эта цитата подходит как раз Анастасии Вертинской. Её Маргарита — не от мира сего, есть в ней и чертовщинка, и, конечно, уже упомянутые «порода, кровь»… Да, актриса местами переигрывает, но это скорее вопрос к режиссёру. И, пожалуй, в рамки гротескной, фарсовой трактовки романа, сделанной Карой, манера Вертинской вполне вписывается.
Кроме самого образа, Анастасии многие ставили в вину возраст. Основные съёмки велись в 1992-1993 годах, значит, Вертинской в кадре 47-48 лет. Но выглядела она значительно моложе. 18 лет разницы в возрасте между ней и Виктором Раковым-Мастером совершенно не ощущается.
А если учесть тот факт, что почти сто лет назад люди выглядели старше, то тридцатилетняя Маргарита в 30-е годы могла выглядеть именно так.
Сцены без одежды радости не доставили
При добросовестной экранизации «Мастера и Маргариты» никак нельзя обойтись без «обнажёнки». Просто никак. Так написал Михаил Афанасьевич. В его романе всё , что Маргарита делает после использования крема от Азазелло — летает, крушит квартиру Латунского, управляет балом — всё это она делает в голом виде.
В свои 48 лет обнажённая Анастасия Вертинская выглядела отлично. И снималась легко. Но после того, как кадры с «обнажёнкой» уже были сняты, актриса передумала и попросила режиссёра удалить их — вроде бы сын требовал. Делать этого, конечно, никто не стал, но озвучивать их Вертинская отказалась, и поэтому в данных сценах звучит черновая фонограмма, записанная на съёмках.
Как известно, из-за проблем с продюсером, а потом с авторскими правами, фильм долгое время никто не видел. Разносились слухи (например, в книге Ф.Раззакова «Досье на звёзд»), что вместо Вертинской обнажалась дублёрша. Сама актриса заявляла:
Звезда — сродни кумиру, а кумиры не должны развенчиваться
Но когда в середине нулевых версия фильма появилась в сети, стало ясно, что голая Вертинская там всё-таки есть…
Позже (в 2011 году, на премьере киноверсии) Анастасия Александровна говорила:
Просто радости мне эти сцены не доставили. Кара волен оставить все, что хочет. Он так и сделал. Может, сегодня это самое интересное было бы для современного зрителя, примитивного, но акцент надо делать на другое…
С акцентом она права, но всё же одно другому, как говорится, не мешает…
В каких сценах можно увидеть обнажённую Анастасию Вертинскую
Строго говоря, кадров с полностью обнажённой Анастасией Вертинской в «Мастере и Маргарите» совсем немного — всего два. И летала, и приходила на бал её героиня не голая, а покрытая тканью. Хоть тело и просвечивалось.
На балу её наряд был хоть и очень откровенный (почти БДСМ), но всё же это не «ню».
Первая сцена, в которой есть голая Вертинская — разговор Маргариты с Николай Ивановичем, и получилось это несколько вульгарно. В укороченный киновариант, который в 2007 году наконец-то вышел в прокат, это не включили. Но в сети давно есть полная версия.
Обнажённая Анастасия Вертинская сидит на окне и беседует с обалдевшим Николаем Ивановичем, а потом поворачивается к нему попой. И всё бы ничего, поначалу это довольно милый и почти невинный кадр, но затем она этой попой начинает крутить. Да так, что можно было бы увидеть совсем другую часть тела, если бы качество видео не было таким плохим… Явный перебор, без этого вполне можно было обойтись — у Булгакова Маргарита просто посылает Николая Ивановича к чёртовой матери, не делая лишних телодвижений.
Зато вторая сцена полного обнажения вполне уместна и соответствует литературному оригиналу. Маргариту моют кровью, и это присутствовало в тексте (правда, в книге это делали Гелла и Наташа, а в фильме — какие-то мужики). В кадре — голая Вертинская во весь рост, причём снимают её спереди. И этот кадр совершенно не вульгарный, в отличии от сцены в окне…
Кстати, есть версия, что одежда в эпизоде кровавого омовения на Вертинской всё-таки есть. Намёк на это присутствует в статье «Кто обнажается вместо звёзд» из «Комсомольской правды» 2003 года, где приводится интервью некоего ассистента Кирилла, который обсуждал процесс съёмок пикантных эпизодов в российском кино.
Сейчас некоторые актрисы снимаются в таком обтягивающем, как чулок, костюме: в нём растяжек не видно, волос на лобке, но со стороны — будто голая. Кажется, на съёмках «Мастера и Маргариты» Анастасия Вертинская была в таком костюме.
Достоверность, конечно, сомнительная. Сцена в окне — вряд ли костюм. А вот сцена омовения — вполне возможно. Во всяком случае, пышная красота ниже пояса — скорее всего, накладка.
На съёмках Вертинская рисковала жизнью
Сложности с раздеванием скорее моральные. А вот физически наиболее сложной и очень рискованной сценой был полёт Маргариты.
В более поздних вариантах уже вовсю использовали компьютерные эффекты. В начале 90-х таких возможностей у начинающего российского кинематографа не было. И полёт над Москвой был самый настоящий — Вертинская летела, находясь на самой длинной лестнице немецкой пожарной машины. Юрий Кара вспоминал:
Шестеро каскадёров держали оператора, шестеро — Вертинскую, и глубокой ночью все это сооружение с огромной скоростью мчалось по Арбату. Мне страшно подумать, что было бы, если бы какой-нибудь безумец пересек наш путь, и пришлось бы затормозить — каскадеры вряд ли удержали бы актрису.
P.S.
Стоит отметить, что над образом Маргариты Вертинская поработала не только как актриса, но и как костюмёр. Для своей героини она привезла из Израиля редкие ткани и сама привела портниху, которая шила костюмы.
В заключение — цитаты Анастасии Александровны о своём персонаже:
…эта роль человечески мне близка — то ли я совпала с ней, то ли так вложилась в неё. По крайней мере она мне очень дорога. <…>
Я играла эту роль во имя милосердия. Во имя её удивительного чувства к Мастеру, жертвенного. И её последнее желание «Хочу, чтобы Фриде не подавали платок» вместо просьбы увидеть Мастера говорит о колоссальной душе Маргариты, колоссальной душе Булгакова, колоссальной душе всей русской литературы, которую мы все знаем и любим.